Как добраться: от железнодорожной станции "Детское село" на любом автобусе доехать до остановки "Московская улица". Дальше идти до электростанции около 300 метров
Электроснабжение было ахиллесовой пятой дореволюционной России. К 1914 году только 36 городов огромной империи имели электрическое освещение. И среди них было Царское Село. Ничего удивительного в этом конечно нет. Императорские резиденции всегда были на особом счету, и многие технические новинки появлялись там даже раньше, чем в Петербурге.
Первая Царскосельская электростанция была построена еще в 1887 году по проекту архитектора А.Ф. Видова. Стоит отметить, что это была и первая электростанция в России. Она была совмещена с водонапорной Певческой башней, подавала электричество не только в императорский дворец, но и в дома рядовых жителей Царского Села.
К конце XIX столетия эта станция исчерпала свой ресурс, и в 1896 году архитектор С.А. Данини представил проект новой электростанции, предназначенной для освещения Александровского, Большого Екатериненского, Владимировского дворцов, служебных построек, казарм Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного полка. Cтарая станция в Певческой башне должна была продолжать освещать город.
Оборудование на электростанции монтировалось под наблюдением инженера-механика Л.Р. Шведе, ответственного за электроснабжение и водопровод в Царском Селе. На заводе «Фицнер и Гампер» им были заказаны паровые котлы, машины поставил Рижский завод, а компания «Броун Боверн и К°» осуществляла общий монтаж оборудования. Общая стоимость строительных работ составила 300 тыс. рублей.
Уже в 1897 году электростанция была подведена под крышу, а 8 ноября 1898 года состоялся торжественный запуск нового объекта. Но еще до этого электричество со станции стало получать только что построенное здание на Запасной улице.
Царскосельская электростанция была тепловой. К 1911 году на станции работало пять паровых котлов, две динамо-машины, генератор «компаунд» и даже паровой турбогенератор в пятьсот лошадиных сил, считавшийся тогда последним словом в энергетике. Вода на электростанцию подавалась по специально проложенным чугунным трубам от городского водопровода.
Главное здание станции было решено в стиле английской неоготики. Высокие стрельчатые окна заливали производственные помещения солнечным светом. Помимо машинного и котельного отделения в нем располагались квартиры служащих, конторы и мастерские. В небольшом флигеле помещались складские и хозяйственные помещения. Главный фасад электростанции был украшен надписью «Дворцовая Электрическая станция», лепным гербом Царского Села и датой – «Построена в 1897 году». Облик здания завершал металлический забор и декоративная решетка.
Примечательно, что в годы Первой мировой войны Дворцовой электростанцией заведовал известный революционер-большевик, дипломат Леонид Красин. Будучи к тому же талантливым инженером, он с 1913 года возглавлял Петербургское отделение электротехнического концерна «Сименс и Шуккерт». В мае 1917 года в гости к Красину приезжал и вождь большевиков В.И.Ленин. Их встреча проходила в стенах дворцовой электростанции, по результатам которой Ленин сказал: «...Красин - инициативный и бесстрашный партиец, а сейчас он по уши влюблен в свою электроэнергию, ни о чем другом не думает... И так это смачно рассказывает про свою технику, что я 6 часов бродил с ним по заводу, времени не заметил. Да, странные эти инженеры, но в будущем, когда начнем строить новую Россию, нам такие—то, как Красин, нужны будут, да не десятки, а тысячи Красиных...»
После Великой Отечественной войны электростанция была приспособлена для технических целей НПО «Ленинец». Это повлекло за собой демонтаж оборудования и дымовой трубы. В дальнейшем в историческом здание находился инструментальный участок Ленинградского механического объединения «Спутник», а сегодня памятник промышленной архитектуры приспособлен под образовательные цели. Здесь работает Институт правоведения и предпринимательства.
Напоминанием о прошлом электростанции служит стоящая перед ней опора электросети, которую тоже спроектировал С.А. Данини. Установленный на основание в форме усеченной пирамиды столб, является опорой для канделябра со светоточками. На нижний ярус опоры крепились шестигранные фонари, которые можно было опускать до земли для замены лампочек.