Среди исторических мостов Санкт-Петербурга Египетский мост занимает особое место благодаря своему живописному оформлению и насыщенной истории. В отличие от многих известных мостов Санкт-Петербурга, Египетский мост находится на некотором удаление от исторического центра, соединяя две части Лермонтовского проспекта, проходящего через реку Фонтанка.
Египетский мост был построен в 1825-1826 гг. по проекту инженеров В. Фон Треттера и В.А. Христиановича. Образцом для него послужил Пантелеймоновский мост у Летнего сада, построенный этими же мастерами несколькими годами ранее.
Египетский мост был цепным и однопролетным. Длина пролёта составляла 55 метров, ширина — 11,7 метров. Мостовое полотно поддерживалось тремя нитками цепей, которые покоились на высоких чугунных воротах. Все элементы конструкции, включая решетку моста, были богато декорированы в модном тогда «египетском стиле». Благодаря этому декору мост и получил свое название. Академик П.П. Соколов изваял четыре скульптуры сфинксов, на головах у которых были закреплены шестигранные фонари. Сегодня, эти сфинкс стоящие на въездах моста являются единственными дошедшими до наших дней элементами первоначального оформления.
Для облицовки устоев моста был использован гранит от стенок рвов ,окружавших Михайловский замок. Торжественное открытие моста состоялось 25 августа 1826 года.
Египетский мост благополучно простоял почти 80 лет, но 20 января (2 февраля) 1905 года случилось непредвиденное. Во время прохождения по мосту конно-гренадерского полка, мост рухнул в Фонтанку. Жертвами катастрофы стали три лошади.
До сих пор выдвигаются самые разные версии этого происшествия. Одни специалисты утверждают, что мерное прохождение колонн вызвало резонанс. Другие указывают на возможные ошибки проектировщиков и строителей моста. Популярная городская легенда гласит, что некая Мария Ильинична Ратнер, живущая рядом с мостом, во время прохождения кавалеристов крикнула в окно: «Чтоб Вам провалиться!» и ее желания немедленно исполнилось. Причины этого нехорошего поступка неизвестны до сих пор. Одни считают, что Марии Ильиничне до смерти надоели трубы и литавры кавалеристов, будившие ее каждое утро; другие утверждают, что Ратнер в юности пала жертвой искусителя в погонах; близость даты катастрофы к трагическим событиям «Кровавого воскресенья» наводит на мысль о политической подоплеке «доброго пожелания».
Как бы то ни было, Мария Ильинична вошла в городской фольклер под именем «Мария Египетская», а вместо разрушенного моста был построен «временный» деревянный семипролетный мост, который простоял более полувека, до 1956 года.
В 1954-1956 годах Египетский мост был воссоздан по проекту инженера В. В. Демченко и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Он заметно отличался, от оригинального моста XIX века, но проектировщики и строители постарались сохранить историческую преемственность. Новый мост был однопролетным, у въезда на мостовое полотно были поставлены сфинксы и обелиски-фонари. В рисунке решетки был использован лотос – цветок ассоциировавшийся с Египтом.
Но и новый Египетский мост продолжали преследовать происшествия. 24 февраля 1989 года один из сфинксов был сбит потерявшим управление грузовиком. Скульптура упала в Фонтанку. Позже ее достали и восстановили.
В 2004 году все сфинксы Египетского моста прошли комплексную реставрацию.