Как добраться: от станции метро "Адмиралтейская" пройти до Невского проспекта, повернуть налево и идти до набережной Невы. Повернуть налево и идти десять минут до Эрмитажного театра.
23 сентября 1783 года Екатерина II подписала указ о постройке при Эрмитаже Каменного театра "чтобы оный в конце августа 1784 непременно отделан был". Строительство было велено "производить по планам и под надзиранием архитектора Гваренги (Кваренги)".
Для возведения нового придворного театра было выбрано место Зимнего дворца Петра Первого. Примечательно, что в ходе строительства многие элементы первоначального здания были сохранены. Это было обнаружено учеными только в 1981 году. Сперва Кваренги возвел в центре старого здания зрительный зал. Затем около него появилась коробка сцены. Позднее всего, в 1802 году, была закончена перестройка фасадов. К этому времени в Эрмитажном театре уже много лет шли спектакли.
Несмотря на строжайшие указания Екатерины, Эрмитажный театр распахнул свои двери для зрителей только 16 ноября 1785 года. Но императрица была довольна работой своего архитектора. В знак особой милости, Джакомо Кваренги была пожизненно пожалована одна из двух лож "устроенных под партером сбоку".
Театр открылся премьерой оперы Евстигнея Фоимна "Мельник-колдун, обманщик и сват". Начиная с января 1786 года, спектакли Эрмитажного театра стали идти регулярно, три -четыре раза в неделю. Иногда давались особые, внеочередные представления, приуроченные к семейным торжествам царской семьи или визиту почетных гостей. Интересной особенностью придворных спектаклей было то, что артистов на сцене всегда было больше, чем гостей в зале, куда допускалась только избранная публика. Духовная пища шла в комплекте с "телесными яствами" - в зрительном зале стояли накрытые столы и зачастую спектакли совмещались с обедом.
В то время Эрмитажный театр сыграл важную роль в развитии русской культуры. Дело в том, что в Петербурге в то время действовало пять театральных трупп - русская, французская, итальянская, немецкая и балет. Все они никак не пересекались друг с другом, пока не возник Эрмитажный театр, на постановки которого стали приглашаться артисты из различных театральных коллективов. Так, в одном спектакле могли быть задействованы русская актриса Сила Сандунова и итальянка Гертруда Росси (мать зодчего К.И. Росси). Помимо этого, на сцене Эрмитажного театра при Екатерине Второй ставились лучшие произведения европейской драматургии - оперы "Севильский цирюльник" и "Ричард Львиное Сердце", комедии Мольера - "Тартюф" и "Мещанин во дворянстве", трагедии Корнеля. Постановка в Эрмитажном театре давала путевку в жизнь и произведениям начинающих русских драматургов. Именно с его сцены началось триумфальное шествие "Недоросля" Фонвизина.
Екатерининская эпоха была золотым веком театра. Сама императрица написала для своего детища множество довольно слабых пьес, которые придворные должны были смотреть с пылающими от восторга глазами.
При Павле Первом Эрмитажный театр вошел в полосу упадка. Новый император предпочитал костюмированные представления на плацу, а не на сцене. Лишь в конце 1797 года театр возобновил свою деятельность. На спектаклях при Павле Петровиче царил строгий порядок. Указы предписывали, в каких платьях на спектакли должны были являться не только актеры, но и зрители. В зале соблюдалась жесткая половая сегрегация - дамы сидели с одной стороны амфитеатра, кавалеры с другой.
Либерализация Александра не затронула старую обитель муз. Молодой император предпочитал блистать в ложах городских театров, а при дворе шли только балы и маскарады. Наконец в 1823 году помещения Эрмитажного театра были переданы 1-ому батальону Преображенского полка "для учений".
Для театра это решение имело катастрофические последствия. Когда в 1826 году было решено вернуть помещение в ведение Дирекции императорских театров, архитекторов Л.И. Шарлеманя и Д.И.Висконти, прибывших обследовать здание театра, встретили одни руины. Гвардейцы даже умудрились проводить на сцене конные упражнения...
Следующие семьдесят лет Эрмитажный театр неоднократно перестраивается. Меняется обивка кресел, проламываются и закладываются проходы в стенах, заново переписываются плафоны. Лучшие архитекторы николаевского Петербурга - О. Монферран и А.И. Штакеннейдер пытались вернуть Эрмитажному театру его былую славу, но все было тщетно. Общедоступные театры - Александриснкий и Мариинский, навсегда лишили придворный театр его былой роли.
В 1866 году Н.Бергер, механик Мариинского театра, заменил старые конструкции декораций на новые металлические механизмы. А 25 июля 1895 года началась последняя дореволюционная реконструкция Эрмитажного театра, призванная вернуть ему исторический кваренгиевский вид. Работами руководил архитектор А.Ф. Красовский, который по рисункам 18 века восстановил изначальные скамейки и декоративное оформление Кварнеги. Вместо плафона, от которого ничего не сохранилось, в центре зала была повешена люстра, выполненная на заводе Морана.
В 1897 году Эрмитажный театр снова открыл свои двери для публики. Теперь на его сцене блистали такие звезды, как Федор Шаляпин, Леонид Соболев и Ольга Преображенская. Спектакли оформлял художник Л.С. Бакст. Но закрытый, элитный характер театра не позволял ему соперничать с общедоступными храмами муз.
После Октябрьской революции зал Эрмитажного театра стал использоваться как рабочий университет. Интерес к помещению проявлял и режиссер Всеволод Мейрхольд. Но большая сцена и крохотный зал не соответствовали целям великого театрального революционера. Неудача Мейрхольда привела к тому, что в 1926 году оборудование Эрмитажного театра было вывезено из дворца и смонтировано на сценах первых Домов Культуры - Московско-Нарвского и Выборгского.
С 1931 по 1935 год Эрмитажный театр стал местом проведения концертов классической европейской музыки, пользовавшейся огромной популярность. Как писал М. Михайлов: "Театр быстро завоевал такой авторитет, что его включили, наравне с Филармонией, Кировским театром и Малым оперным, в международный музыкальный фестиваль... он вызвал интерес общественности , имел большую прессу и вышел на одно из первых мест". Но к сожалению, в конечном итоге деятельность театра была прекращена из-за больших бюджетных расходов.
В послевоенные годы Эрмитажный театр был превращен в филиал центрального лектория. А в 1986 году Совет Министров СССР принял решение о генеральной реконструкции Государственного Эрмитажа, которая включала в себя и реконструкцию Эрмитажного театра. В 1987-1993 годах этот проект был осуществлен. Но уже в 1991 году возрожденный театр открыл свои двери для публики. Сегодня бывший театр Екатерины Второй является одной из самых престижных площадок Петербурга, выступление на которой является честью для лучших мировых театральных и музыкальных коллективов.