Эймунтас Някрошюс - родился 21 ноября 1952 года на хуторе Шилува Расейняйского района Литвы. В 1970 году поступил в Вильнюсскую государственную консерваторию, а через год перевелся на курс Андрея Гончарова режиссерского отделения Государственного института театрального искусства (ГИТИС) в Москве. После института работал в драматическом театре Каунаса, в Вильнюсском молодежном театре и сотрудничал с театром при международном фестивале «Лайф», где поставил спектакли «Маленькие трагедии» (1994) и «Три сестры» (1995). В 1998 году создал и возглавил театр Meno Fortas.
Широкую известность получили постановки режиссера «Гамлет» (1997), «Макбет» (1999), «Отелло» (2001), «Чайка» (2001), «Вишневый сад» (2003). Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1983), Государственной премии СССР (1987), Государственной премии Российской Федерации (1999), российской национальной премии «Золотая маска» (1998, 2000, 2004) и других.
В 1992 году Союз театров Европы признал его лучшим режиссером континента.
"Эймунтас Някрошюс - один из считаных режиссеров мирового театра, по отношению к которым применение определения "гений" практически узаконено. В Москве его признали гением еще лет двадцать назад, после спектаклей "Квадрат", "Дядя Ваня", "Пиросмани, Пиросмани...".
Это вовсе не означает, что постановки Някрошюса - сплошь шедевры. Конкретный спектакль может и не получиться, но статус гения за литовским режиссером закреплен уже, конечно, пожизненно.
Потому что "Някрошюс" - это не столько имя, сколько особый вид театра, особый способ ткать сценическую материю, особый секрет создания того самого сценического вещества, без которого совершенно невозможна магия театрального искусства. Секрет этого режиссера критики часто пытаются вывести из литовской крестьянско-хуторской культуры, ее языческих верований, ее традиционного поклонения разным природным стихиям.
Немногословный, суровый, трудный в общении, Эймунтас Някрошюс ставит спектакли, в которых человек оказывается наедине с неразрешимыми проблемами бытия, часто - наедине с теми самыми стихиями. Огонь, вода, земля, дерево, камень - все это присутствует в его спектаклях, реквизит которых часто кажется собранным именно что на каком-то хуторе, вдали от современной цивилизации. Постановки Някрошюса обычно очень длинны, темны, насыщены (подчас даже слишком) различными символами и метафорами, многие из которых с первого просмотра и не разгадаешь.
Чтобы увидеть его знаменитые режиссерские придумки-озарения - бухгалтерские счеты в руках у Сальери, тающую ледяную люстру над
головой Гамлета, зажатый между телами любовников кинжал Дон Гуана, кусочки сахара в знаменитом "Квадрате" и т.д., - зрители ходили и ходят в театр как на митинги, по много раз.
Смотреть Някрошюса весьма непросто, он, в отличие от большинства сегодняшних режиссеров, не делает ничего, чтобы облегчить публике встречу с ним. Его герои всегда находятся за гранью реальной жизни, наедине с роком, с потайными законами бытия. Герои Някрошюса пребывают одновременно в истерике и в оцепенении, на грани возможного, лицом к лицу с непознаваемым. Но назвать его режиссером для избранных язык не поворачивается. Во-первых, он - один из немногих, кто по-настоящему умеет справляться с большими
сценами и тысячными зрительными залами. Во-вторых, он так умеет
"вползти" в зрительское подсознание, что даже те, кто смотрит на сцену и не понимает существа дела, все равно оказываются во власти сумрачных фантазий Эймунтаса Някрошюса.
Смотреть надо обязательно, ведь даже в проходных режиссерских работах Някрошюса непременно есть хотя бы пять магических минут, ради которых и существует театр: тех минут, когда зритель забывает о том, что он смертен."
Р. Должанский. Журнал "Weekend" № 39 (85) от 10.10.2008
Кама Гинкас - режиссер, родился в 1941 году. Окончил ЛГИТМиК (курс Г.Товстоногова) в 1967 году. Дебютировал в Риге спектаклем «Традиционный сбор» по пьесе В. Розова. Два года руководил ТЮЗом в Красноярске, затем возвратился в Ленинград («Монолог о браке» Э. Радзинского, «Царствие земное» Т. Уильямса, «Пушкин и Натали»). С 1981 года работает в Москве: «Вагончик» Н. Павловой, «Тамада» А. Галина (МХАТ); «Пять углов» С. Коковкина и «Гедда Габлер» Г. Ибсена (театр им. Моссовета); «Блондинка» А. Володина (ГИТИС); «Комната смеха» О. Богаева (в театре под руководством О.Табакова), киноверсия моноспектакля М. Нееловой "Граф Нулин" А.С. Пушкин.
С 1988 года постоянно сотрудничает с МТЮЗом – спектакли «Записки из подполья», «Играем преступление» и «К. И. из «Преступления» по Ф. Достоевскому; «Казнь декабристов», «Пушкин. Дуэль. Смерть.» по собственным пьесам; «Золотой петушок» А.С.Пушкина; «Счастливый принц» О. Уайльда; «Сны изгнания» фантазия на темы Марка Шагала, а так же театральная трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову», состоящая из спектаклей: «Дама с собачкой», «Черный монах» и «Скрипка Ротшильда». В 2006 году состоялась премьера спектакля «Нелепая поэмка» по Ф.Достоевскому. В 2007 году премьера «Роберто Зукко» по пьесе Бернар-Мари Кольтеса. В 2009 году - «Медея», тексты Сенеки, Ж. Ануя.
В 2001 году была осуществлена постановка Музыкальной мистерии (композитор А.Бакши) «Полифония мира» с участием Мировых звезд – Гидона Кремера, Перкусьон де Страсбург, Кремерата Балтика, исполнителей этнической музыки и джаза из США, Австралии, Германии, России, Армении.
Совместно с Джоном Фридманом Гинкас является автором книги "Provoking Theatre. Kama Ginkas directs", которая была издана в 2003 году в США (издательство "Smith and Kraus").
К. Гинкас лауреат театральных премий: Государственная премия Российской Федерации, театральная премия им. К.С. Станиславского, премия Михаила Туманишвили «За совершенство в искусстве», премия "Триумф", «Золотая маска», «Чайка», «Хрустальная Турандот».
К. Гинкас является профессором Школы-студии МХАТ. В 2003 году удостоен звания «Народный артист России».
Андрей Жолдак - украинский театральный режиссёр. Учился в Республиканской художественной школе им.
Т. Г. Шевченко (Киев). Окончил ГИТИС (1989; курс А. Васильева). В 2002—2005 годах — художественный руководитель Харьковского драматического театра им. Т. Г. Шевченко.
Заслуженный деятель искусств Украины. Кавалер украинского Ордена "За заслуги III степени". С 1995 года президент Международного фонда «Ukraine-Culture-Europe». Проживает в Германии.
"Появившись в Москве, Андрей Жолдак уже имел славу украинского
скандалиста. В его «резюме» можно увидеть обнаженных народных артистов и овчарок на поводках, несколько спектаклей, шокировавших зал, и один запрещенный показ «Ромео и Джульетты». В его интервью международной прессе можно прочитать, что на родине публика еще не готова воспринимать его радикальное искусство. По крайней мере, ближайшие 60 лет. Даже такой ретроградный поступок, как возвращение харьковскому театру имени Т.Шевченко названия данного ему при основании Лесем Курбасом, не был оценен.
Другое дело в Германии или хотя бы в России, так считает возмутитель спокойствия, и слова его не расходятся с делом. Понимающая толк в авангарде немецкая публика, а потом и пресыщенная театральная Москва Жолдака приняли.
Все спектакли Жолдака – истории с суффиксами. «Федра. Золотой колос». «Кармен. Исход». Приняв приглашение Павла Каплевича поработать в Москве, зарубежный режиссер поставил опыт над чеховской «Чайкой», удлинив название классической комедии системой Станиславского. Театралы могли увидеть несколько лет назад приезжавший из Харькова на гастроли спектакль «Гамлет. Сны». Да и сам он одно время любил себя назвать Андрей Жолдак Тобилевич IV. Это редкий случай в грамматике, когда суффиксы важнее корня. Московские спектакли Жолдака – это не драмы, трагедии или фарсы. Это именно сны, опыт, а главное, психо."
А. Гончаренко. 7.08.2008. www.teatr.newizv.ru