Центр Жоржа Помпиду в Париже
По поводу сооружения архитектурного символа Парижа и одной из главных его достопримечательностей Эйфелевой башни выдающиеся деятели культуры, среди которых были Гуно и Мопассан, даже написали в правительство петицию примерно следующего содержания:
«Мы, нижеподписавшиеся, писатели, художники, скульпторы, страстные поклонники красоты еще сохранившегося Парижа, протестуем от глубины души и со всем жаром возмущенного сердца,
протестуем во имя тайны французского вкуса, во имя искусства Франции и ее истории, над которыми нависла угроза, — протестуем против сооружения в самом центре нашей столицы этой бесполезной и
чудовищной башни. Будет ли отныне город Париж ассоциироваться с барокко или с коммерческим воображением конструктора машин, имея
единственную цель быть изуродованным и обесчещенным?»
Башню ругали и высмеивали. Мопассан, верный своей неприязни, ходил
ужинать в одно единственное кафе, откуда открывался панорамный вид на город, не обезображенный железным чудовищем... то есть в
кафе на вершине Эйфелевой башни!
Но к новому чуду света привыкли и даже его полюбили. Башня превратилась в символ Парижа.
История повторилась в семидесятые годы ХХ века, когда в одном из старинных кварталов центра города был построен Национальный центр культуры и искусства имени Жоржа Помпиду.
Все началось в 1969 году с заявления президента Франции Жоржа Помпиду: «Я страстно желал бы, чтобы Париж обладал культурным центром, который был бы одновременно и музеем, и очагом творчества». Тут же объявили международный конкурс, собрали за два года 681 проект, изучили их и назвали победителей: итальянец Ренцо Пьяно и англичанин Ричард Роджерс. В 1977 г. Центр Помпиду
распахнул двери для публики.
Пьяно и Роджерс задумали огромный куб с прозрачными стенами-экранами и совершенно свободный внутри. Его пять этажей - это пять громадных пустых площадок, без стен и без какой-либо внутренней структуры. Тем самым архитекторы дали возможность использовать максимально свободную планировку внутренних помещений с помощью съемных перегородок. А для этого, по словам итальянского архитектора, надо было «вынести все внутренности наружу, показать машину». Вот и оказалось все оборудование на фасадах здания. Водопроводные трубы - зеленого цвета, трубы с электропроводкой - желтого, а коридоры для движения людей и лифты - красного.
Но как и в случае с башней, отторгнутое стало популярным.
Сегодня Центр Помпиду - это 5 этажей, два из которых почти целиком отданы под богатейшую публичную библиотеку с миллионами книг, дисков, видеофайлов и микрофильмов. Одних только словарей здесь более 60 тысяч томов! Есть литература и на русском языке, правда все это доступно лишь в пределах Центра. Есть здесь и мониторы для
просмотра фильмов, и лингафоны для прослушивания аудиозаписей.
На первом этаже Центра располагается кинотеатр - место проведения кинофестивалей. На пятом этаже - Grande Galerie - в основном демонстрируются временные экспозиции, а третий и четвертый этажи занимает Музей Современного Искусства.
Коллекция Центра насчитывает почти 60 тысяч творений более чем пяти тысяч авторов. Здесь представлены абсолютно все виды современного искусства: живопись, скульптура, дизайн, фотография, архитектура, видео, перфомансы и инсталляции. Помимо наших современников, здесь выставлены работы великих мастеров прошлого века. Среди них - Пикассо, Матисс, Дюшан, Кандинский, Шагал.
Для детей работают художественные мастерские.
Сразу же после открытия Центр стал привлекать самую прогрессивную молодежь и интеллигенцию, а на площади перед центром стали часто собираются художники, бродячие циркачи, музыканты и артисты. Возле экстравагантного фонтана Стравинского около Центра регулярно проходят международные театральные фестивали.