Адрес: СПб, пл. Ленина, д. 6
Как добраться от метро: выход из станции метро Площадь Ленина находится в здании Финляндского вокзала
Справочную информацию о работе Финляндского вокзала можно узнать здесь
Финляндский вокзал – место легендарное. Для одних оно связано с поездками на фирменных поездах «Репин» и «Сибелиус» в соседнюю Финляндию, для других – за город, третьи же вспоминают о знаменитом выступлении Владимира Ленина с броневика.
Железная дорога появилась в конце XIX века и была построена финскими инженерами на средства, полученные ими в кредит от российского правительства. Это строительство длилось восемь лет и было технически сложным проектом, так как железнодорожные пути приходилось прокладывать через леса, болота и даже через скалы. На построенной железной дороге, перешедшей в собственность Финляндии, долгое время работали только финны: количество российских кондукторов, выучивших финский язык, было сравнительно невелико.
Здание вокзала строили уже российские архитекторы. Его возвели в 1870 году. По любопытному стечению обстоятельств в этом же году родился и Владимир Ильич Ульянов. Авторство проекта здания принадлежит архитектору П.С. Купинскому, в то время как внутренней отделкой занимались его финские коллеги (В. Вестлинг, П. Дегенер). В результате совместной работы получилось одноэтажное здание, которое на фоне других вокзалов Петербурга смотрелось чрезвычайно скромно (ср., например, с Витебским вокзалом): в интерьере и внешнем оформлении почти не использовались архитектурные или иные украшения и изыски. На «аскетизм» в проектировании указывает даже пример комнаты, отведенной для императорской семьи: несмотря на свою отделенность от остальных помещений и наличие двух этажей, ее оформление отнюдь не являлось «царским» в полном смысле слова. В противовес этому залы для пассажиров и другие важные помещения вокзала были спроектированы наиболее удачно для нужд своего времени.
Несмотря на то, что первое время объем перевозок пассажиров и грузов по Финляндской железной дороге был небольшим, поезда все же доставляли петербуржцам неудобства. Дискомфорт был связан с тем, что железнодорожная линия проходила через Выборгскую сторону на уровне обычных дорог. В результате, экипажам, а затем и первым автомобилям, приходилось терять время, пропуская пересекающие их путь поезда. Лишь в начале XX века часть Финляндской железной дороги, проходившая через жилые кварталы Санкт-Петербурга, была реконструирована – в местах пересечения с улицами ее подняли над землей. Кроме Финляндской линии, к этой железной дороге вскоре добавилось еще несколько веток, ведущих в Сестрорецк и поселки Озерки, Ириновку и Борисову Гриву.
В советскую эпоху Финляндский вокзал был самым знаменитым среди российских железнодорожных станций: именно на него накануне Октябрьской революции тайно приехал из Европы В.И. Ленин, переодевшись кочегаром паровоза. В честь этого события на площади перед вокзалом ему был поставлен памятник (скульптор С.А. Евсеев, архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх). В прошлом году он попал во все петербургские новостные ленты после того, как неизвестные взрывным устройством повредили плащ, проделав в ней дыру. Сейчас памятник восстановлен и возвращен на свое место. Еще до окончания последней реконструкции вокзала (после Второй мировой войны) перед входом на платформы был сооружен стеклянный паровоз, внутрь которого поместили «легендарный» ульяновский паровоз, подаренный Финляндией еще советскому правительству.
Во времена блокады вокзал единственный принимал поезда – здесь начиналась «Дорога жизни». Первый поезд с продовольствием с Большой земли прибыл 7 февраля 1943 года. Отсюда же эвакуировались жители осажденного Ленинграда. Сильнейшие разрушения, нанесенные обстрелами, не помешали ему выполнять свою важную функцию в годы войны. В память событиях Великой Отечественной войны в 1973 году на перроне Финляндского вокзала был установлен первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».
В 50-х годах XX века было выстроено новое здание вокзала, при этом основная часть старого осталась нетронутой, ее легко вписали в новую постройку.