География: вытекает из Невы слева, у Летнего сада, впадает в Большую Неву у Гутуевского острова.
Длина – 6.7 км, ширина – до 70 м, наибольшая глубина – 3.5 м.
География: вытекает из Невы слева, у Летнего сада, впадает в Большую Неву у Гутуевского острова.
Длина – 6.7 км, ширина – до 70 м, наибольшая глубина – 3.5 м.
Фонтанка – одна из 93 (!) рек, каналов и прочих водоемов Петербурга. Она вытекает из Невы между Троицким и Литейным мостом, огибает центральную часть города и впадает в Неву же – но уже у Финского залива. А еще это прекрасный маршрут для прогулки – с огромным количеством достопримечательностей, интересных зданий и памятных мест.
Фонтанка начинается очень парадно – со старейшего сада Петербурга, Летнего. К сожалению, сейчас сад закрыт на масштабную реконструкцию, так что пока нам ничего не остается, кроме как разглядывать его из-за фигурной решетки. Зато обещают, что после окончания реконструкции, в 2012 году, там будет как в лучшие времена – с восстановленными фонтанами, оранжереями и отреставрированными статуями.
Напротив Летнего сада – большое здание с плоским куполом, в прошлом Училище правоведения (одним из его выпускников был, кстати, Чайковский). Студенты этого заведения благодаря своей желто-зеленой форме назывались чижами (именно отсюда и пошла знаменитая песенка «Чижик-Пыжик»). Кстати, напротив, через мост, теперь есть и памятник Чижику-Пыжику. Найти его, правда, непросто – для этого нужно подойти к перилам моста и заглянуть вниз – но вы легко сориентируетесь по толпе людей, пытающихся попасть в Чижика монеткой на счастье. Некоторые личности, впрочем, считают, что обладание самим памятником принесет еще больше счастья, поэтому крошечную скульптуру с завидной регулярностью воруют.
Фонтанка была «обжита» еще до основания Петербурга: в XVII веке на ее берегах стояло сразу несколько деревень. Впрочем, тогда у нее даже имени не было – вернее, ее называли Безымянный ерик (ерик – не имя собственное, а общее название для малых рек, которые вытекали из большой и впадали в нее же). Нынешнее название река получила в XVIII веке из-за фонтанных труб, которые были над ней проложены и вели воду из Лиговского канала к фонтанам Летнего сада.
В те годы, впрочем, это была совсем другая Фонтанка. По сути, она была границей города, на ее берегах стояли дачи богатых горожан, а заодно и леса, где укрывались разбойники (поэтому владельцам дач даже вменялось в обязанности леса вырубать). Впрочем, уже во второй половине XVIII века Фонтанка вошла в черту быстро разраставшейся столицы.
С моста открывается прекрасный вид на Михайловский, или Инженерный, замок, знаменитую резиденцию Павла I. Состоявший в весьма напряженных отношениях с матерью, Екатериной II, Павел после ее смерти не пожелал жить в Зимнем дворце, где все напоминало об императрице и ее порядках, и повелел построить для себя другую резиденцию.
Михайловский замок кардинально отличается от всей окружающей архитектуры, зато прекрасно отражает вкусы своего хозяина – Павел буквально бредил средневековьем, вот и его резиденция больше всего напоминает средневековый рыцарский замок. Как истинный рыцарский замок, его со всех сторон окружают реки и специально прорытые каналы (сейчас каналы засыпаны, и замок обрамляют только Мойка и Фонтанка). И как истинный рыцарь, Павел, по слухам, повелел выкрасить замок в цвет перчатки своей фаворитки Анны Гагариной. Но главная особенность архитектуры замка – в том, что каждый из четырех фасадов имеет собственное архитектурное решение. На Садовую улицу обращен церковный фасад, к Фонтанке – «столовый» фасад, к Летнему саду – романтичный фасад с колоннами розового мрамора. Главный же, южный фасад оформлен строго и по-военному – в соответствии с пристрастиями Павла и с назначением находившейся там тогда площади, где проходили смотры и военные парады.
Правда, императору почти не довелось пожить в замке. Он отметил новоселье 1 ноября 1800 года, а 1 марта 1801 года был зверски убит в собственной спальне (можно даже посмотреть на окна этой спальни – правда, тогда придется обойти замок и встать со стороны Садовой; окна - крайние слева во втором этаже). С тех пор мистически настроенные личности постоянно видят здесь призрак императора. Замок после убийства Павла долгие годы стоял пустым (его наследник, Александр I, немедленно переехал обратно в Зимний), и только спустя два десятилетия здесь разместилось Главное инженерное училище (которое, кстати, окончил Достоевский).
Напротив замка, по другую сторону Фонтанки – несколько интересных зданий. Дом №14 примечателен тем, что его построил будущий знаменитый советский архитектор Алексей Щусев – автор Казанского вокзала в Москве, а главное, Мавзолея. №16 – бывшее здание Третьего Отделения, сердце отечественной тайной полиции. Здание интересно еще и удивительной, длинной и разветвленной системой проходных дворов. В №20 в свое время жили братья Сергей и Николай Тургенев, и именно в их квартире юный Пушкин написал оду «Вольность», глядя из распахнутого окна на здание Михайловского замка.
За Михайловским замком, по адресу наб. Фонтанки, 3 – главный цирк Петербурга - он был построен еще в 1877 году по заказу известного антрепренера Чинизелли. Прямо напротив цирка, по другую сторону реки – церковь Симеона и Анны, построенная во время царствования Анны Иоанновны. Говорят, императрица так обижалась, что церковь для сокращения называют просто Симеоновской, что издала специальный указ «…в словесных разговорах произносить церковь Святых Симеона и Анны».
Немного дальше по той же стороне – Шереметевский дворец - роскошное здание с колоннами, принадлежавшее когда-то первому русскому графскому роду. Место у Фонтанки Петр I подарил фельдмаршалу Борису Шереметеву, а дворец был построен в 1750-м для его сына. В двухэтажном, с мезонином, дворце в елизаветинском стиле до сих пор сохранилась часть старинных интерьеров; особого внимания заслуживает чугунная ограда работы архитектора Корсини. Сейчас во дворце находится Музей музыкального и театрального искусства, а во дворе усадьбы, во флигеле – музей Анны Ахматовой.
Напротив, по другую сторону Фонтанки, расположился Шуваловский дворец (сейчас – Центр международного сотрудничества). А рядом – дом №25, знаменитый тем, что здесь жил Никита Муравьев – один из руководителей общества декабристов. Здесь проходили собрания будущих декабристов, здесь же Муравьев написал программу Северного общества, и даже Пушкин в «Евгении Онегине» упоминает эти собрания «…у беспокойного Никиты».
Отрезок Фонтанки на «подступах» к Невскому с обеих сторон богат на рестораны и бары, причем на любой вкус – тут и японская кухня, и кавказская, и восточные чайные, и «Пурга», где ежедневно отмечают Новый год, и интеллигентное симпатичное кафе «П.и.р.ОГИ».
На месте пересечения Невского и Фонтанки стоит остановиться на Аничковом мосту – это самый первый мост через Фонтанку, построенный еще в 1713 году. Название объясняется очень просто – по фамилии командира «рабочего батальона», занимавшегося строительством. Впрочем, от того первого моста давно ничего не осталось, кроме названия, его много раз перестраивали, а мост в нынешнем виде появился только в 1840-х. Литые чугунные перила моста являются точной копией перил моста через Шпрее в Берлине, а знаменитые скульптуры (своего рода «комикс» о юноше, укрощающем коня) принадлежат работе П.К. Клодта. Легендарные скульптуры в годы блокады были спасены только потому, что их сняли с пьедесталов и закопали в саду Аничкова дворца: в 1942-м в мост попала 250-килограммовая бомба.
Из истории Аничкова дворца: «Аничков дворец был построен Растрелли для морганатического мужа императрицы Елизаветы, графа Алексея Разумовского. Екатерина II выкупила его и подарила своему фавориту Григорию Потемкину, а тот снова продал дворец казне. Для Потемкина дворец перестраивал Иван Старов. Во дворце жили дети Павла I - великая княгиня Екатерина Павловна, а затем великий князь Николай Павлович, будущий Николай I. Он оставил дворец в своей личной собственности, а потом подарил на свадьбу своему старшему сыну, будущему Александру II. С этого времени Аничков дворец предназначался цесаревичам. А когда императором стал проведший свою молодость в Аничковом Александр III, он решил не переезжать в Зимний дворец и правил Россией отсюда. Николай II передал дворец матери, императрице Марии Федоровне, которая и была его последней хозяйкой.
После революции здесь находился Музей города, а в 1937-м открылся Дворец пионеров (сейчас он называется Дворцом творчества юных). Именно здесь была изобретена игра в настольный хоккей, научились играть в шахматы Борис Спасский и Виктор Корчной, сыграли первые роли на сцене Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, запела Елена Образцова и затанцевала Наталья Макарова. От императорского времени сохранилась парадная лестница и анфилада комнат второго этажа с зимним садом (1870-е годы, архитектор И.Монигетти), от советского - "Комнаты сказок", расписанные и оформленные в 1936 году палехскими иконописцами на темы сказок Пушкина и рассказов Горького; зрелище феерическое» (с) Лев Лурье
На отрезке между Аничковым и следующим, Ломоносовским мостом через Фонтанку расположено много примечательных домов. На нечетной стороне это №35 – очень красивый дом, построенный в стиле русского классицизма (здесь проходили музыкальные вечера у Одоевского, где бывали Крылов, Глинка, Жуковский, Лермонтов, Белинский и даже Лист), и №41, Дом Кочневой – один из лучших памятников архитектуры Петербурга начала века.
На четной стороне первым делом стоит рассмотреть дворец Белосельских-Белозерских – изящное розовое здание работы А.Штакеншнайдера. Фасады дворца, оформленные в стиле барокко, изобилуют всяческими украшениями – атлантами, кариатидами; внутреннее убранство в свое время не уступало внешнему. Князья Белосельские-Белозерские давали здесь приемы, соперничавшие по роскоши с вечерами в Зимнем дворце, а залы были украшены богатейшими коллекциями живописи, серебра и фарфора. Но в конце XIX века дворец был продан в казну за долги, и вскоре после этого здесь произошла первая встреча цесаревича Николая Александровича и принцессы Гессен-Дармштадтской Аликс, в будущем – последних императора и императрицы Российской Империи. Наследнику престола тогда было 16 лет, его будущей жене – 12.
Еще одно ключевое здание на этом отрезке – знаменитый Толстовский дом. Дом, построенный архитектором Лидвалем по заказу генерал-майора графа Михаила Толстого, сразу выдает автора: «фирменные» лидвалевские высокие арки-проезды, лоджии на верхних этажах, некоторая сдержанность в оформлении, зато максимальный комфорт внутри квартир. В доме сразу были предусмотрены прачечная, лифты и водопровод, но, в отличие от «элитных» жилых комплексов того времени в Толстовском доме сразу предусматривались квартиры для всех сословий. Огромный дом выходит фасадами и на Фонтанку, и на улицу Рубинштейна – их соединяют три парадных двора, причем дворы украшены не менее тщательно, чем фасады.
В разное время в Толстовском доме жили писатель А. Аверченко, знаменитый авантюрист из окружения Распутина князь М. Андроников (он был, кстати, выселен по иску домовладелицы, которой не нравились посещения ее респектабельного дома Распутиным и его сомнительной компанией), писатель А. Куприн, поэт Е. Рейн, певец Э. Хиль (последний живет в Толстовском доме и теперь). Здесь снимались фильмы «Вам и не снилось…», «Приключения принца Флоризеля», «Зимняя вишня» (все три части), «Рожденная революцией», «Женщина в белом», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и сериал «Бандитский Петербург».
Есть и еще одна история, связанная с Толстовским домом. Некоторые считают, что одна из его квартир была прототипом «нехорошей квартиры» из булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Правда, обычно считается, что прообразом квартиры №50 послужила квартира на Большой Садовой в Москве, где жил автор и где сейчас находится булгаковский музей. Но, приезжая в Петербург, писатель останавливался у родственников в «толстовском» доме, в квартире №660, откуда в годы сталинского террора тоже регулярно «бесследно исчезали» жильцы. Еще несколько любопытных совпадений позволяют считать, что такая версия имеет право на существование.
С мостом Ломоносова (красивым сооружением с цепями и башенками) «парадная» часть Фонтанки заканчивается. Дальше, впрочем, следует тоже немало красивых зданий и интересных мест, но это – тема другой экскурсии.
Продолжение следует…