Как проехать: На маршрутном такси №305 от Старой Деревни доехать до конечной остановки "21-ый километр". Войдя в ворота военного городка, пройти около 500 метров, а потом повернуть в лес налево.
В 1909 году Генеральный штаб, обеспокоенный защитой столицы Российской империи от нападения с моря, запланировал строительство хорошо укрепленных фортов, призванных держать под контролем тяжелых орудий самое узкое место Финского залива – пролив Стирсудден. С этой целью на южном берегу Финского залива началось создание форта Красная Горка («Алексеевский»), а на северном берегу – форта Ино («Николаевский»).
В случае необходимости, форты должны были вести артиллерийский бой с линейными кораблями противника, а так же препятствовать тралению минных постановок, перегораживающих доступ в Финский залив. Для этого, впервые в истории русской фортификации, Красная Горка и Ино были вооружены 305-мм орудиями. Кроме них, покой Петербурга охраняли восемь 279-мм гаубиц, восемь 254-мм орудий и 152-мм пушек Канэ. Создателем форта Ино был выдающийся русский фортификатор К.И. Величко.
Выбранный для строительства северного форта мыс Инониеми отличался красивой природой и к тому времени был застроен многочисленными дачами петербуржцев. Поскольку царский режим уважал частную собственность, на выкуп недвижимого имущества было выделено 418319 рублей. Впрочем, среди дачников были и патриоты: депутат А.С. Милюков и художник В.В. Матэ добровольно пожертвовали свои участки в казну. В дальнейшем, большая часть дачных построек была снесена во время постройки укреплений и ведущей к ним железной дороги, однако до сих пор в окрестностях форта Ино можно увидеть некоторые следы курортного прошлого. Так, жители местного военного городка показывают туристам красивую металлическую лестницу в стиле модерн, которая спускается к берегу залива. В народе она ассоциируется с дачей жены русского полководца А.Н. Куропаткина, прославившегося в годы Русско-японской войны.
Сперва, строители возвели на месте будущего форта гавань для кораблей и трехкилометровую узкоколейку для подвоза строительных материалов. Постепенно среди сосен и дюн возник целый подземный город с орудийными погребами, укрытиями для личного состава, командными и наблюдательными пунктами. Все сооружения строились с расчетом на попадание корабельных снарядов главного калибра, поэтому толщина бетонных перекрытий в казематах форта Ино могла достигать трех метров.
По планам военных, гарнизон форта должен был насчитывать 5500 человек. На мирное время для них были построены казармы и магазины. Для старшего офицерского состава отошли некоторые отчужденные дачи. Для защиты от атаки с суши все это военно-оборонительное великолепие было окружено валом и линиями траншей с бетонированными огневыми точками. Основные строительные работы на форте Ино были завершены к 1917 году.
Русское командование крайне высоко оценивало боевой потенциал Ино. Как писал в 1916 году комендант Кронштадской крепости генерал-майор Данилов: «Какое-либо ослабление важнейших фортов крепости Алексеевского (Красная Горка) и Николаевского (Ино) совершенно недопустимо и может закончиться катастрофой, так как на них базируется главнейшая оборона Кронштадта...»
К сожалению, как это нередко случалось в истории, могучему форту Ино было не суждено вступить в бой с вражеским флотом. После распада Российской империи, его укрепления оказались на территории независимой Финляндии. До марта 1918 года Ино продолжал оставаться под контролем русских войск и финских красногвардейцев, но затем к могучим батареям подошли силы белофиннов и немцев. К тому времени гарнизон Ино, обескровленный дезертирством, насчитывал только 200 человек, что было недостаточно для защиты огромного комплекса. Складывалась крайне опасная ситуация – ключ к Финскому заливу мог оказаться под контролем Финляндии или даже Германии.
После нескольких недель перестрелок и бесполезных переговоров советские войска оставили форт. Перед этим 14 мая 1918 года большая часть крепостных укреплений были взорваны.
По Тартускому мирному договору 1921 года финское правительство должно было демонтировать уцелевшие батареи Ино. Рачительные скандинавы разумно распорядились полученным богатством. Броневые плиты было использованы при строительстве ДОТов линии Маннергейма, а исправные пушки были распределены по различным батареям береговой обороны.
После второй мировой войны, на территории бывшего форта располагались воинские части и полигоны, поэтому руины форта Ино были недоступны для посетителей до конца 1980-хх годов. Но сегодня туда может приехать каждый желающий, кто хочет полюбоваться циклопическими бетонными руинами укреплений и прекрасными дюнами Финского залива.