«Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» - гласит народная поговорка. К строительству кронштадских укреплений она относится в полной мере. В течение десятилетий оборона города-крепости строилась чуть ли не на фортах и батареях петровских времен. Но вот наступил XIX век и военно-политическая ситуация вокруг России несколько изменилась.
В 1808 году началась русско-английская война. Британские корабли перехватывали российские торговые суда, а флот адмирала Нельсона уничтожив датские эскадры, стал готовится к плаванью в Балтийское море, чтобы расставить точки над i в вопросе, кто является владычицей морей.
Надо отметить, что генералы и адмиралы в Петербурге так же не испытали иллюзий в этом вопросе. В Кронштадте начались лихорадочные военные приготовления по обеспечению защиты морских подступов к Петербургу. Для строительства кронштадских укреплений при Адмиралтействе была создана Исполнительная Экспедиция.
Позиции для новых батарей и фортов инженеры выбирали, стоя прямо на льду Финского залива зимой 1808 года. Для контроля над Южным фарватером было решено устроить батарею в 400 саженях от береговой черты острова Котлин. Для скорости, новою позицию должны были выполнить не в камне, а из деревянных блоков, промежуток между которыми заполнялся камнем и песком. 45 орудий батареи должны были быть установлены в два яруса, что было новшеством для подобных деревянно-земляных сооружений.
Весной 1808 года галеры отбуксовали в море к месту строительства заранее построенные срубы. Затем эти «модули» были заполнены камнями и затоплены на глубине двух метров, создав таким образом небольшой искусственный остров выступавший на полметра над уровнем моря. На нем то и были сооружены основные укрепления батареи, получившей название «Двойная Южная».
Несмотря на то, что укрепление было построено в авральном режиме из подручных материалов, «Двойная Южная» оказалась крепким орешком. Во время катастрофического наводнения 6 ноября 1824 года она пострадала меньше других, и была полностью восстановлена к весне 1826 года. Правда деревянная конструкция укрепления все равно страдала от ледоходов и штормов, что требовало почти регулярных ремонтных работ.
В 1831 году батарею посетил император Николай I, повелевший переименовать укрепление в форт «Константин», в честь генерал-адмирал флота Константина Николаевича. На момент переименования генерал-адмиралу и главе флотского ведомства было семь лет. Впрочем, форт еще долго называли как «Константином», так и «Двойной Южной» батареей.
Став фортом, «Константин» должен был получить соответствующие укрепления. В 1834 году, с тыла батарея была укреплена капониром (оборонительное сооружение для ведения флангового огня). В центре форта образовалась внутренняя гавань с двумя проходами для небольших судов. За 200 метров до форта в морское дно были забиты сваи-надолбы для предотвращения появления вражеских кораблей в непосредственной близости от укрепления.
Форт «Константин» был удачной и долговечной конструкцией, но век деревянных сооружений не бесконечен. Весной 1854 года форт был разобран из-за ветхости. На его месте было решено построить новое, мощное и современное укрепление.
Новый форт задумывался как грандиозная твердыня на подступах к Кронштадту. Его стены должны были быть сложены из гранитных блоков весом до 10 тонн. Швы между блоками заделывались свинцовыми полосами. Длина форта составляла 300 метров, а высота его стен – 4 метра. Для строительства «Константина» была проложена 1.5 километровая ветка железной дороги, установлены паровые краны, построены кузницы, склады, бараки для рабочих.
Возведение новых укреплений «Константина» продолжалось с 1858 по 1861 год.
Завершение строительных работ, совпало с революцией в оружейном и литейном деле, начавшейся в середине XIX века. Сумрачные гении Англии, Германии, Америки и Франции облагодетельствовали мир нарезными орудиями, стальными плитами, поворотными башнями, коническими и прочими аксессуарами нападения и защиты. Все эти плоды человеческого гения, заставили европейские правительства до бесконечности перевооружать и модернизировать свои корабли и прибрежные укрепления.
В 1863-1864 годах на форте «Константин» началось сооружение первых в мире броневых брустверов (защитных скатов). Железные брусья накладывались поверх гранитных стен и должны были служить защитой от орудий большого калибра. А для нападения на «Константине» были установлены нарезные орудия, изготовленные на Пароходном заводе Кронштадта и заказанные у фирмы Круппа. Постепенно «Константин» превращался в самую настоящую выставку новинок военной промышленности XIX века.
В 1868 году в форту для защиты личного состава были построены железные блиндажи присыпанные грунтом. С 1870 года на укреплении появились оптические дальномеры установленные в специальных павильонах. Тогда же, на батарею был проведен подводный кабель связывающий его с фортами «Павел I» и «Александр I». Чудо-оружием форта «Константин» стали «скрывающиеся» орудия системы Паукера: они поднимались перед каждым выстрелом над бруствером, а затем скрывались в каземат для перезарядки. Только наладка подъемного механизма этих орудий заняла семь лет!
В 1890 году форт «Константин» был соединен с островом Котлин дамбой, по которой была проложена ветка железной дороги. Через шесть лет началась новая масштабная модернизация укрепления. Рабочие демонтировали металлические брусверы и засыпали часть внутренней акватории форта была засыпана. Была построена новая бетонная батарея на 8 орудий. Старые орудия были заменены на более современные артсистемы «Канэ» и новые 11-дюймовые пушки.
В 1906 году, после более чем 80 летнего перерыва форт «Константин» посетила августейшая особа. Император Николай II в рамках торжественных мероприятий по празднованию 200-летия Кронштадта (перенесенного на два года из-за русско-японской войны) посетил форт вместе со свитой, милостливо соизволил выпить чай и отбыл со свитой на базу «Литке» принимать парад.
Первая мировая война обошла форт «Константин» стороной. После Гражданской войны, когда цари в России закончились, заслуженной укрепление было переименовано в форт «К»(«Рошаль»). В 1934-1935 годах на форту было построено два пулеметных ДОТа. В годы Великой Отечественной войны форт «К» входил во вторую линию обороны Кронштадта, припятсвуя вылазкам врага с южного берега Финского залива и атакам с воздуха.
В 1950-х годах вооружение форта модернизировали в последний раз, заменив орудия «Канэ» 130-мм орудиями. Через десять лет бывший форт «Константин» был оставлен военными.
Строительство ленинградской Дамбы привело к осушению земли вокруг «Константина». Сегодня к форту можно добраться по суше, но часть территории укрепления недоступна, поскольку находится на месте таможенного терминала. Есть и открытые для публики постройки, но все они находятся в крайне запущенном состояние.