Адрес: СПб, Невский пр., д. 35
Как добраться: ст.м. «Гостиный двор». Вот вы уже и в Гостином дворе! (выйдя с эскалатора повернуть направо и по ступеням наверх).
Когда-то на месте, где сейчас стоит Гостиный двор (Гостинка), в начале XVIII века росла березовая роща. Как только Петр основал город и в этом городе наметился будущий Невский проспект (Большая першпектива), он наказал срубить все березы. Но царя почему-то ослушались. Петр пришел в ярость, велел переловить всех горе-рубщиков, каждого десятого повесить, а остальных наказать.
В 1736-1737 годах, когда рощи таки уже не было, во всем квартале были построены деревянные торговые ряды с галереями. Сюда переехала торговля, которая до очередного петербуржского пожара находилась в Мытном дворе (угол Мойки и Большой першпективы). Деревянный Гостиный Двор являл собою зрелище неприглядное и статусу подобного столичного заведения не соответствовал.
Первый проект каменного Гостиного двора разработал Антонио Ринальди, но проект так и не был воплощен в жизнь из-за финансовых споров, которые велись четыре года и так ничем и не закончились. Спустя какое-то время Франческо Бартоломео Растрелли сделал новый проект, который в 1757 году таки был принят, однако строительство опять отсрочилось из-за Семилетней войны (1757-1763). Переговоры императрицы Елизаветы с купцами ни к чему не привели, те ни в какую не хотели сносить свои лавки и тратить свои кровные денежки на строительство нового здания. Купцы не только не ломали деревянные лавки, но и продолжали заниматься их ремонтом, утверждая что «праздных мест не имеется, куда можно перенести торговлю». К тому же купцы были недовольны проектом двухэтажной «Гостинки», будучи уверенными в том, что верхние лавки доходу приносить не будут. Также в то время имелись проблемы с рабочей силой, так как большинство мастеров было занято строительством Смольного монастыря и Зимнего дворца.
Всего с 1736 по 1761 год было издано больше десяти указов о начале строительства каменного Гостиного Двора. Архитектор Растрелли докладывал императрице: «Хотя купечество о построении каменного Гостиного Двора старание имело... но нынче те купцы о том в забвенной памяти... старания никакого не имеют, согласия никакого не имеется, по-видимому, тот Гостиный Двор ими вскоре начат не будет».
Пока суть да дело, архитектурная мода поменялась, и на место барокко пришел классицизм, а вместе с ним архитектор по фамилии Валлен-Деламот, по проекту которого фасады были значительно упрощены, а предусмотренная Растрелли башня и вовсе упразднена. И в итоге в 1760 году проект Растрелли отвергли. А 22 мая 1761 года Елизавета Петровна издала еще один указ: «Гостиный Двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочиненном архитектором Деламотом плане назначено».
В июне 1761 года, вскоре после очередного пожара, началось, наконец, долгожданное строительство каменного здания. Шло оно крайне медленно, и долгое время торговля фактически шла в двух зданиях – старом и новом. Отдельные купцы до последнего держались за свои деревянные лавки. До прихода к власти в 1762 году Екатерины Второй архитектору Валлен-Деламоту приходилось постоянно отстаивать свое право завершить строительство нового здания Гостиного двора. В 1767 году была завершена часть здания, выходящая фасадом на Невский проспект. Завершить строительство архитектор так и не смог, потому что в 1768 году его уже во второй раз отстранили от работ. В 1775-м году Валлен-Деламот окончательно обиделся и уехал из России.
А в 1780 году снова случился пожар. Это стало последней каплей, и Екатерина Вторая категорически запретила работать с деревянными конструкциями, а упрямых купцов с их любимыми лавками отправила в другие районы города. Через пять лет строительство каменного Гостиного двора, наконец, завершилось. Это здание стало самой ранней постройкой в Санкт-Петербурге в стиле классицизма.
Рядом с Гостиным двором главная улица Санкт-Петербурга имела наибольшую ширину - 58 метров. Это было сделано для того, чтобы экипажи и повозки останавливались прямо у лавок, не занимая места на проспекте. Длина фасада здания вдоль Невского проспекта фасада составила 230 метров, а общий периметр здания - больше километра. Новый Гостиный Двор сразу же был назван Большим. Из-за боязни очередного пожара в здании было запрещено жечь свечи, а во дворе «на всякий пожарный» был вырыт пруд.
Вдоль Невского проспекта образовалась Суконная линия. Здесь продавали галантерейные, канцелярские и парфюмерные товары. На Большой и Малой Суровских линиях (вдоль Перинных рядов и улицы Ломоносова) торговали женскими товарами. На Зеркальной линии, вдоль Садовой улицы, продавали золотые, серебряные и бронзовые изделия. Вскоре разделение по видам торговли стерлось, а названия линий, как это обычно и бывает, остались.
В конце XVIII века в Гостином Дворе началась торговля книгами. В 1790 году в продажу поступила книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как правило, у входа в каждую лавку стояли зазывалы. Ценников на товарах не было, все происходило по устной договоренности. С приходом в Гостиный Двор голландцев была введена система твердых цен.
В 1885 году фасада Гостиного Двора был изменен: на нем появилась лепнина и скульптура. Над главным корпусом появился купол, на углах также разместились вазы и фигуры, державшие щиты с гербом Санкт-Петербурга.
В Гостином Дворе живо реагировали на важные политические события в столице. «Кровавое воскресенье» 1905 года торговый центр встретил закрытым, его витрины были заколочены досками. Сразу после Октябрьской революции картина повторилась. Многие купцы не надеялись, что советская власть будет властвовать долго, и попрятали свои сбережения прямо в лавках (в октябре 1965 года в одном из помещений во время ремонта было найдено восемь слитков золота).
В 1930-е годы шли разговоры о том, чтобы снести здание Гостиного двора, а на его месте построить первый в СССР небоскреб. Однако планам помещала Великая Отечественная война. Артиллерийские обстрелы и постоянные бомбардировки регулярно наносили зданию большой урон. В 1942-м от немецкой зажигательной бомбы здесь снова случился пожар, который продолжался больше недели, потому что из-за сломанного водопровода тушить здание было нечем. Однако торговый центр продолжал свою работу и во время блокады.
Несмотря ни на что, в 1943 году был проведен конкурс на лучший проект реставрации здания Гостиного Двора, а в 1944-м начались восстановительные работы, в ходе которых исчезли изменения фасада, сделанные в 1880-х годах. Гостиный Двор снова приобрел вид времен незаслуженно обиженного Валлен-Деламота. А в 1947-1948 годах перед универмагом на Невском была вновь высажена липовая аллея, существующая до сих пор.
В 1967 году вход в универмаг «оживила» станция метро «Гостиный двор» (четырьмя годами раньше рядом была построена станция «Невский проспект»).
О трансформациях, происходивших в стенах Гостиного двора, можно рассказывать бесконечно.
Но мы поступим, как Жванецкий, который говорит, что «ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить...»
Сегодня Гостиный двор - современное торговое предприятие. Здесь работают более трех тысяч российских и зарубежных фирм, которые представляют порядка 170 тысяч наименований различных товаров в ассортименте. Девиз универмага: «Третий век - не изменяя традициям!».
Цены в универмаге довольно высокие, но, несмотря на это, здесь всегда есть народ, как российский, так и иностранный. Гостиный двор – бренд, притягивающий большое внимание петербуржцев и гостей города, желающих потратить деньги красиво.