Адрес: СПб, Исаакиевская площадь, д. 1, Телефон: +7 (812) 314-8859
Как добраться от метро: от станции метро Адмиралтейская налево на Малую Морскую улицу, затем налево до Исаакиевской площади, наискосок по площади. Примерно 10 минут пешком.
Часы работы: 11:00 - 19:00
Петербургский манеж относится к незаслуженно игнорируемым памятникам городской архитектуры. На свою беду он находится в окружение величественных шедевров – Исаакиевского собора, Адмиралтейства и ансамбля Сенатской площади. На их фоне, небольшое, но изысканное здание манежа теряется среди деревьев Конногвардейского бульвара. Но так было не всегда…
В начале XIX столетия район в окрестностях Исаакиевской площади еще только застраивался. Как писал А.П. Бутенков: «... Адмиралтейство и большая верфь оставались еще в том виде, как были при Петре, окружены бастионами и широкими рвами, через которые были перекинуты подъемные мосты... Исаакиевская площадь прорезана небольшим каналом, шедшим от Адмиралтейства и доходившим до Крюкова канала... Подъемный мост соединял обе половины площади, из коих на одной возвышался памятник Петру, а на другой Исаакиевский собор... тот, что при Екатерине выведен был из прекрасного мрамора, а при Павле безобразно достроен из кирпича...»
Чтобы облагородить это место, изрытое каналами и заполненное незаконченными стройками, правительство решило возвести на нем комплекс зданий лейб-гвардии Конного полка, элитного корпуса царских телохранителей.
Строительные работы по возведению Манежа начались в 1804 году. Для них был засыпан небольшой участок Мастерового канала, а так же была выкуплена земля принадлежавшая княгине Шаховской. Доставка строительных материалов осуществлялась по Адмиралтейскому каналу.
Архитектором проекта был назначен Джакомо Кварнеги, для которого постройка Манежа стала одной из последних значительных работ. Зодчий задумал вытянутое прямоугольное здание с главным фасадом, выходящем на Исаакиевскую площадь. Последний, был выполнен с нарочитой пышностью. Массивный фронтон с широкой гранитной лестницей украшал скульптурный барельеф с изображением торжественной раздачи призов древнегреческим победителям на конных состязаниях. Для загона в манеж лошадей, были устроены пологие пандусы с боковых сторон портала.
Для предания Манежу большей парадной торжественности, в 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных античных скульптур Диоскуров, стоящих перед Квиринальским дворцом в Риме. В 1810 году итальянский скульптор Паоло Трискорни выполнил этот заказ, но лишь в 1816 году, по завершению Наполеоновских войн Диоскуры были доставлены на датском корабле в Кронштадт. Год спустя легендарные братья, заняли гранитные пьедесталы по обеим сторонам главного фасада.
Внутреннее помещение Конногвардейского манежа было занято большим и лаконично оформленным залом для упражнений всадников. У главного входа была устроена «галерея для дам и знатных господ», а с другой стороны находились помещения для обслужающего персонала.
Кварнеги спешил с завершением строительства. Манеж должен был быть готов, к возвращению Конной гвардии из Австрийского похода, где она была почти полностью разбита в битве при Аустерлице. В 1807 году все строительные работы были закончены.
На протяжение XIX века здание Манежа неоднократно перестраивалось и ремонтировалось. Появлялись и убирались декоративные статуи, менялись элементы отделки, достраивались новые парадные вестибюли и императорская ложа. С начала XX века Манеж все чаще использовался как выставочной центр, где проходили различные презентации, устраивались концерты и общественные развлечения.
После 1917 года Конный полк был расформирован и Манеж навсегда утратил свое первоначальное назначение. История умалчивает о том, как здание использовалось последующие тринадцать лет. Известно, что в начале 1930-хх годов, после пожара, Манеж был перестроен под гараж НКВД. Здание удлинили, а орлы на фронтоне была заменены на герб СССР.
В годы Великой Отечественной войны Манеж неоднократно подвергался бомбардировке и был поврежден.
В 1973 году Ленинградский Горисполком принял решение о реставрации Манежа и преобразование его в выставочный зал. Реставрационные работы шли под руководством М.Д. Братчикова, П.С. Архиповой, А.А. Тулькова. Мастера стремились воссоздать первоначальный «кварнегиевский» облик здания. Так же внутри помещения были устроены экспозиционные здания.
По преданию из Манежа в Зимний дворец был прорыт подземный ход, по которому можно было проскакать на коне.
Центральный выставочный зал «Манеж» функционирует с 1977-ого года. Некогда являясь достопримечательностью императорского Петербурга, «Манеж», теперь уже в новом качестве, стал центром художественной и культурной жизни северной столицы. Строгий классический образ, престижное местоположение, огромное и комфортное пространство зала создают благоприятные условия для проведения ретроспективных и современных, классических и актуальных выставок, для реализации интересных и оригинальных художественных проектов, для воплощения разнообразных творческих идей. Экспозиции также охватывают и те явления, которые происходили или происходят в искусстве других городов и стран.
С 1991 года Центральный выставочный зал «Манеж» занимается собирательской деятельностью. Ее результатом является обширная коллекция произведений современного искусства, включающая в себя около 2,5 тысяч единиц хранения. Это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, объекты и инсталляции, созданные ленинградскими и петербургскими художниками.
Коллекция «Манежа» достаточно разносторонне отражает историю развития изобразительного искусства Санкт-Петербурга, начиная с 1920-х годов.
К первым трем десятилетиям ХХ века относятся произведения известных мастеров - В.М. Белаковской, В.Н. Прошкина (являвшихся учениками К.С. Петрова-Водкина); Л.А. Юдина (члена витебского, а затем петроградского УНОВИСа); В.А. Сулимо-Самуйлло (активного участника группы «Мастера аналитического искусства» П.Н. Филонова) и др. Достойное место в коллекции занимают работы живописцев и графиков, объединившихся в общество «Круг художников» - А.Ф. Пахомова, Д.Е. Загоскина, А.П. Почтенного, Л.И. Вольштейна. 1940 - 1950-е годы отражены в коллекции «Манежа» произведениями таких замечательных художников, как К.И. Рудаков, В.А. Гринберг, И.Л. Лизак.
Таким образом, эта ретроспективная часть коллекции, которая не ставит перед собой задачи демонстрировать творчество крупнейших мастеров ХХ века, тем не менее, дает возможность на произведениях талантливых мастеров прочувствовать корни и традиции, питающие современное петербургское искусство.