Адрес: СПб, ул. Большая Пушкарская, д. 47, кв. 35 (вход со стороны Каменноостровского пр., д. 32)
Телефон: +7 (812) 346-0951, +7 (905) 700-0040
Стоимость: 250 руб.
Как добраться от метро: от станции метро Петроградская пешком по Каменноостровскому пр. до пересечения с Большой Пушкарской ул., 5 минут
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, только по предварительной договоренности
В скверике решётка, огорожен маленький дворик. Кованые ворота, телега под окном. Длинный коридор. На стенах шинели времен гражданской войны. Милая девушка Аня предлагает самые обыкновенные домашние тапочки. На стенах полки и наклонные стеллажи. На них – граммофоны, патефоны, фонографы. К дальней стене прикручены две полки из вагона поезда, а так же табличка Москва-Владивосток.
Антикварная мебель конца позапрошлого века: диванчик, стулья, стол. Аня приносит чайник, ставит граненые стаканы в подстаканниках, на столе старинная сахарница, вазочка с сушками, сахар. Начинается рассказ: о хозяине коллекции, о первом граммофоне, купленном на блошином рынке, о том, как он выезжал в экспедиции в поисках экспонатов...
Выключают свет, включают музыку, и стена медленно поднимается. Вот там находится
коллекция, оказывается, там, где пьют чай совсем немного экспонатов, просто для декора. Глаза разбегаются. Есть два концертных граммофона с большущей трубой. Когда-то люди вместо кино ходили в концертные залы слушать граммофонные пластинки. Каждый экспонат в музее – шедевр и история. Работа реставраторов поражает. Есть пара говорящих часов позапрошлого века. Один из самых уникальных экспонатов музея - музыкальная шкатулка, большая, с чудесным звуком, не сравнимым ни с чем. Впечатляющая жестяная пластинка с дырочками и целый набор пластинок в нижнем ящике. Правда, заводят это чудо не для всех, только для постоянных гостей и знакомых.
Создатель музея - бывший цирковой артист, клоун и дрессировщик медведей (поэтому на эмблемке музея - мишка) Владимир Дерябкин. «Если бы собрать все граммофоны, которые выпускались в мире, это была бы красивейшая коллекция». Эта фраза, однажды прочитанная им в книге, стала смыслом его жизни. Он создал не просто музей, а настоящий культурный центр.
Собрание частного музея дает возможность познакомиться с историей величайшего открытия прошлого века — победой над звуком. Господство фонографа началось в 1877 году, когда американский ученый Томас Эдисон записал звук на латунный цилиндр, обмотанный оловянной фольгой. Этого чуда техники боялись даже члены французской Академии наук, не желавшие признавать открытие, к которому человечество стремилось тысячелетия. В 1887 году немецкий инженер Э. Берлинер, работавший в телефонной фирме Белла, сконструировал аппарат для прослушивания тиражных пластинок — граммофон. В России первые фабричные граммофоны появились в 1897 году в столичном «Пассаже». С появлением в 1930-х электрических аппаратов механическая техника была мгновенно забыта.
Благодаря усилиям коллекционера Дерябкина более трехсот экспонатов гениально сработанной техники после тщательной реставрации тумб в стиле модерн из дорогих пород дерева с витражными стеклами и инкрустацией из металла, а также ремонта механизмов комфортно разместились в экспозиции. Все аппараты в музее находятся в рабочем состоянии, и на музыкально-литературных вечерах на них прослушиваются пластинки XIX — XX веков.