Адрес: ул. Конюшенная, д. 2В (вход со двора).
Телефон: +7 (812) 740-0240.
Стоимость: 450 рублей (в стоимость входят экскурсия и жетоны для игры на 15 автоматах); 350 руб льготный (для студентов, школьников ветеранов и пр)
Время работы: ежедневно с 11:00 до 20:00.
Музей советских игровых автоматов – уникальная возможность вернуться в советское детство и не только увидеть все любимые автоматы из 70-х – 80-х, но и поиграть в них.
Идея музея появилась несколько лет назад у двух недавних студентов Александра Стаханова и Максима Пинигина, когда они нашли на помойке Таганского парка в Москве автомат «Морской бой». Через полгода автоматов было уже шесть, а потом – все больше и больше. Свою коллекцию ребята собирали по заброшенным пионерлагерям, паркам аттракционов и ДК по всей стране: экспонаты для музея приехали из Тольятти, Ессентуков, Мурманска, Тулы и других городов. Большинство экспонатов создатели музея собственноручно возвращали к жизни, и теперь они находятся в рабочем состоянии.
Первый музей открыли в Москве, чуть позже появился филиал в Петербурге, а недавно – еще и в Казани. Петербургский музей расположился в самом центре – во дворах за Конюшенной площадью. В просторных залах (площадь музея – более 500 кв.м) установлены 60 автоматов советских времен: «Морской бой», «Городки», «Магистраль», «Снайпер» и другие. Вместе с билетом гостям выдаются монетки, и после экскурсии они могут поиграть на 15 автоматах по своему выбору. Кроме того, для полноты ностальгических ощущений здесь можно угоститься газировкой из советского автомата, а по выходным в музее пекут вкуснейшие вафли. С недавних пор работает еще и аналоговая фотобудка.
Помимо основной экспозиции, в петербургском музее регулярно проводятся тематические выставки: последняя называлась «Валюта детства» и была посвящена вкладышам, а до этого была «Игровая станция МКИ» с игровыми приставками восьми поколений. Каждую неделю в музее проходят разнообразные открытые мероприятия: например, пятничные турниры по пинг-понгу, которые стартуют обычно в 20:15 – после закрытия музея, или вечерние кинопоказы и лекции в кинолектории. Есть возможность арендовать музей и провести в нем день рождения или нестандартный корпоратив.
Кстати, перед походом в музей рекомендуем побывать на его сайте http://www.15kop.ru/. Там не только описаны правила игры в советские автоматы, но и есть возможность поиграть в некоторые из них онлайн.
История игровых автоматов в СССР началась поздно – в 70-х, когда на Западе этот бизнес вовсю процветал. Никаких специальных предприятий для выпуска автоматов тогда, конечно, не строили: их выпускали заводы других профилей, чаще всего оборонные (просто потому, что там имелись свободные мощности, да и технологии были передовыми). Тем не менее, в 70-х – 80-х советскими предприятиями было выпущено более 70 видов игровых автоматов.
Самым популярным и распространенным был «Морской бой»: он имитировал торпедную атаку подводной лодки по движущейся надводной цели. Устройство автомата не отличалось особенной сложностью: в основе лежал принцип зеркального отражения панорамы боевых действий (то есть панорама располагалась вертикально, но, отражаясь в зеркале, выглядела горизонтальной). Под стеклом, изображающим море, располагались восемь «лучей» траектории движения торпеды. Управлять торпедой предлагалось с помощью кнопки «пуск» на рукоятке «перископа». При десяти попаданиях из десяти игроку полагалась призовая игра. А на случай, если рост игрока не позволял дотянуться до перископа, была предусмотрена выдвижная подставка. Аналогом был «Воздушный бой»: там сбивать нужно было уже самолеты.
Еще одна популярная «стрелялка» называлась «Сафари». Игрок управлял всадником, который скакал на лошади с препятствиями и должен был поразить животных, движущихся на трех разных высотах. Графика была простенькой, спецэффектов – вообще никаких, но это никого не огорчало.
Автомат «Снайпер» представлял собой, по большому счету, обычный тир: игрок, держа в руках тяжелую винтовку, должен был поразить как можно больше мишеней за отведенный отрезок времени. Электромагнит в подставке ружья имитировал отдачу при выстрелах. Автомат «Меткий стрелок» был немного сложнее: здесь игрок мог выбирать падающие или движущиеся мишени.
Немного менее известны советские автоматы на космическую тематику. Например, «Астропилот», где игрок при помощи джойстика должен был вести космический корабль, стараясь избежать столкновений с элементами пейзажа, а потом посадить корабль на площадку.
Были в истории советских игровых автоматов и аркадные игры. Например, «Конек-горбунок», «Кот-рыболов», «Остров сокровищ». Задачей игрока было захватить как можно больше призов при помощи ручек управления и клавиш, которые позволяли главному герою прыгать, пятиться назад, идти вперед, наносить удары, ложиться.
Были и симуляторы гонок: например, «Магистраль», где игрок должен был управлять автомобилем при помощи руля (здесь было предусмотрено несколько режимов, в том числе «мокрая дорога» и «ночь»). Или знаменитый «Вираж», где нужно было пройти по кольцевой трассе на огромной скорости и не въехать в обочину или другие автомобили. Здесь, кроме руля, было даже кресло для водителя, педали газа и тормоза и переключатель скоростей. Да и спецэффекты уже появились: звуки столкновений, экстренного торможения и т.д.
Наконец, были парные игры – например, всем известный настольный баскетбол. Целью игроков было забить сопернику больше мячей, чем успеет тот; если же выходила ничья с максимальным счетом 30-30, обоим полагалась призовая игра. Выпускались и настольный хоккей, и настольный футбол.
Большинство советских игровых автоматов работали с обычными 15-копеечными монетами. После обесценивания монеток в начале 90-х многие владельцы игровых автоматов продолжали использовать их, но видоизмененными (например, красили их в ту или иную краску или выбивали на них символы и продавали за фиксированную цену, как жетоны). Позднее клубы с игровыми автоматами стали выпускать собственные жетоны: они уже не были универсальными, каждый подходил только к определенному виду автоматов (многие из таких жетонов тоже представлены в экспозиции Музея). Особо хитрые игроки пробивали в монетках и жетонах дырки и пытались вытащить проглоченную монетку назад из автомата. Но этот лайфхак не срабатывал: большинство автоматов дырявые монетки не принимало.