Адрес: СПб, наб. канала Грибоедова, д. 2а
Телефон: +7 (812) 314-2168, +7 (812) 315-1636 (экскурсионное бюро)
Стоимость: полный билет - 100 руб., льготный - 50 руб., иностранные туристы - 170 руб.
Как добраться от метро: от станции метро Невский проспект (выход на наб. канала Грибоедова) пешком направо, 5 минут
Часы работы: ежедневно, с 11:00 до 19:00, с 1 мая по 1 октября с 10:00 до 20:00, касса до 19:00
Среди храмов Санкт-Петербурга собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови, выглядит наиболее необычно. При первом рассмотрении может показаться, что он является едва ли не копией собора Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Однако, несмотря на сходство, их отделяют друг от друга заметные отличия и несколько веков непростой российской истории.
Более распространенное название храма – Спас-на- Крови – отсылает к событиям, которые послужили причиной его возведения. 1 марта 1881 года при повороте на Екатерининский канал (бывшее название канала Грибоедова) была взорвана карета императора Александра II. Вторым взрывом он был смертельно ранен. Уже через день к Александру III обратились с предложением увековечить память монарха памятником или часовней.
На долю Александра II выпало самое большое количество покушений среди всех императоров России. За первым террористическим актом Каракозова 4 апреля 1866 года последовали нападения на Дворцовой площади, попытки подрыва царского поезда и другие. Лишь покушение под руководством Софьи Перовской достигло цели. Быстро сориентировавшись в обстановке (император в тот день сменил маршрут, отказавшись от поездки по Маловой Садовой улице), метальщики бомб устроили засаду на Екатерининском канале.
Александр III пожелал видеть вместо предложенной членами Городской думы часовни полноценный храм, который одновременно стал бы и памятником его отцу. Были выделены беспрецедентные суммы (порядка 3,6 млн. рублей) и объявлен конкурс на разработку проекта. Сформулированные императором пожелания ясно давали понять, что стилистически храм должен был быть ориентирован на русскую архитектуру XVII века, а также включать место покушения в виде «особого предела» внутри самой церкви. Иными словами, требовалась церковь-мемориал в русском стиле.
Победивший проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (настоятель Троице-Сергиевой пустыни) не отличался композиционной завершенностью, однако, полностью отвечал требованиям заказчика. На сохранившихся эскизах можно оценить, насколько отличался предложенный вариант от доработок, которые под руководством императора были внесены позже. В итоге, строительство началось в октябре 1883 года и в общей сложности продолжалось 24 года – собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 года.
Получившиеся здание – это, как и требовал император Александр III, собирательный образ русского православного храма. Черты, которые в него заложены, наследуют образцам московской и ярославской архитектуры XVI–XVII веков. Мы уже упоминали сходство внешнего облика Спаса на Крови и московского Покровского собора – теперь понятно, почему это так.
Под Исаакиевский собор, как известно, было забито более 10 тысяч свай. При возведении Спаса на Крови А. Парландом было решено применить новшество и залить фундамент бетоном. Высокая теплоотдача стен быстро поставила вопрос о его отоплении, для чего в подвале были установлены паровые котлы и калориферы. Позже добавили печь, дополнительные двери и заложили кирпичом некоторые окна. К открытию храм электрифицировали, установив без малого 1689 ламп.
Близлежащая территория подверглась существенной перестройке. На данном участке была расширена набережная и создана небольшая площадь, которую оформили оградой со стилизованным растительным орнаментом в духе модерна (проект А. Парланда). Во время строительства напротив Спаса на Крови возвели дополнительную часовню, которая так и осталась стоять на своем месте до наших дней.
Даже до революции в соборе Воскресения Христова не проводились регулярные службы, если только они не были связаны с именем Александра II. Храм был в ведении Министерства внутренних дел, и потому был закрыт для свободного посещения, вход осуществлялся только по пропускам. Такой особый режим позволил создать особое же оформление, которое иначе, как изумительным и роскошным не назвать.
Во-первых, оформители ушли от опыта многих расписных храмов, где живопись в условиях климата Петербурга начинала быстро разрушаться и портиться. Выбор был сделан в пользу мозаик, по общей площади которых храм стал уникальным как для России, так и Европы. Над ними трудились мастера Академии художеств, немецкие фирмы и частная мастерская Фроловых, получившая самый большой заказ. Любопытно, что мозаики использовались не только для внутреннего, но для внешнего декорирования храма (еще одно новшество в отечественном ритуальном зодчестве). Над эскизами работали В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов и другие.
Во-вторых, отделка Спаса на Крови включала богатейшую коллекцию самоцветов, специальной ювелирной эмали, полудрагоценных камней и т.д. В создании внутреннего убранства самое активное участие принимаи мастера известнейших Екатернебургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из общей строительной сметы собора (первоначальные 3,6 млн. и дополнительный 1 млн. рублей.) более 2 млн. рублей было истрачено только на работы по его декорированию.
Внутри храма с правой стороны при входе находится Сень. Она занимает в нем особое место, поскольку огораживает место бывшей Екатерининской набережной, где была взорвана карета Александра II. Каменный навес и фронтон со стилизованными вазами поддерживается четырьмя колоннами, завершающимися капителями. Богато оформленная драгоценными камнями Сень выполнена в виде восьмигранной пирамиды и креста, на отделку которого ушло более 110 топазовых камней. Пол, прикрытый Сенью, это аутентичный фрагмент булыжной мостовой и часть решетки, ставшие свидетелями рокового покушения.
Спас на Крови даже после революции долгое время продолжал действовать, хотя был переведен в статус приходского, что совершенно противоречило его недолгой дореволюционной истории. Тем не менее, в 1930 году и он был закрыт. А уже через год встал вопрос о разборке собора. Когда этот отложенный на долгое время вопрос был положительно решен в 1938 году, храм спасло только начало Великой Отечественной войны. Известно, что во время обстрелов и авианалетов случались ситуации, в результате которых здание могло быть разрушено. Одну из них в деталях приводят экскурсоводы: в ходе восстановительных работ в главном куполе был найден застрявший неразорвавшийся артиллерийский снаряд, чья детонация могла бы нанести невосполнимый урон внутреннему всему убранству. Однако этого, к счастью, не произошло.
Во время блокады в Спасе на Крови располагался морг, куда свозились погибшие жители города. Показательно также, что одно время храм был известен под именем «Спаса на картошке»: в его помещениях в военные годы устроили хранилище овощей. Позже собор служил складом декораций Малого оперного театра (ныне Михайловский театр). Лишь с конца 60-х храм, уже находившийся в аварийном состоянии, был взят под охрану и преобразован в музей (филиал Исаакиевского собора). Начатые в 70-е годы восстановительные работы продолжались вплоть до 1997 года. В результате была проделана работа, по объему сопоставимая с той, что изначально стояла перед архитекторами и строителями.
19 августа 1997 года (то есть ровно через 90 лет после освящения) музей-памятник «Спас на Крови» был открыт для посещения.