Адрес: СПб., ул. Шкиперский Проток, д. 10
Телефон: +7 (812) 356-5277
Как добраться от метро: от станции метро Приморская на автобусе №№ 7, 151, на троллейбусе - №№ 10, 11, выйти на остановке Шкиперский проток, 10 минут
Выходные: понедельник, вторник, последний четверг каждого месяца
Часы работы: с 11:00 до 16:50
Стоимость: взрослый билет - 150 руб., школьники, студенты российских вузов - 50 руб., иностранные граждане: взрослый - 350 руб., детский - 150 руб. Фотографирование - 150 руб.
После окончания Гражданской войны советское правительство осознала, что страна не имеет средств и технических ресурсов для создания линейного флота «Большого моря». По этой причине упор в кораблестроении был сделан на постройку небольших судов – подводных лодок, миноносцев, сторожевых кораблей.
Субмарины серии «Д» - «Декабрист» были первенцами советского подводного флота. 5 марта 1927 года на стапелях Балтийского завода в Ленинграде была заложена вторая подводная лодка этой серии – «Народоволец». Хотя в 21 августа 1934 года она была переименована в «Д-2», первоначальное название прочно закрепилось за этой лодкой. В 1929 году «Народоволец» был спущен на воду, а 11 октября 1931 года вошел в состав Балтийского флота.
Субмарина несла мощное по тем временам вооружение: 8 533 мм торпедных аппаратов, одну 100-мм пушку и одно 45-мм орудие ПВО. Уникальность конструкции этого корабля была в том, что в период строительства на Балтийском заводе (1927-1931 гг.) не было электросварки, и потому корпус корабля был клепаным. Немногие подобные корабли сохранились до наших дней.
Летом 1933 года лодка совершила переход по недавно построенному Беломоро-Балтийскому каналу на Северный флот. Там «Д-2» успешно провела ходила под льдом. В сентябре 1939 года «Народоволец» снова вернулся на Балтику, где лодка была отправлена на ремонт и модернизацию. Там субмарину и застала Великая Отечественная война.
23 сентября 1942 года «Народоволец» вышел в свой первый боевой поход. Сперва лодка чуть не погибла запутавшись в противолодочных сетях. Двое суток моряки погружались днем подводу, а ночью рубили сеть. Но уже 14 октября подлодка смогла выйти на позицию у острова Борнхольм и атаковать немецкий транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen, 4.090 брт). Спустя пять дня субмарина совершила новую успешную атаку, серьезно повредив «Дойчланд» (Deutschland, 2.972 брт) курсировавший между немецким городом Зассниц и шведским городом Треллеборг.
После 1945 года «Народоволец» продолжил служить на Балтийском флоте до 1956 года. Но даже после этого, заслуженный корабль не пошел на слом, а стал служить учебно-тренировочной станцией по борьбе за живучесть (УТС-6). А в 1989 году советское правительство приняло решение установить «Д-2» в качестве памятника-музея героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. Место для памятника было выбрано на Васильевском острове, в Шкиперском протоке. Спустя еще четыре года, в «Народовольце» был открыт музей, где можно ознакомиться с историей подводного флота СССР, а так же немного ощутить условия в которых несли службу моряки-подводники прошлого.