Адрес: СПб, пл. Островского, д. 6
Телефон: +7 (812) 571-2195
Стоимость: стоимость взрослого билета — 200 руб., экскурсия на группу - 500 руб.
Как добраться от метро: от станции метро Гостиный двор пешком по Невскому пр. до Екатерининского сада, обойти Александринский театр, 10 минут.
Выходные: вторник, последняя пятница месяца
Часы работы: Чт-Пн — 11:00 - 18:00, Ср — 13:00 - 19:00
Появление крупного театрального и музыкального музея в таком городе, как Санкт-Петербург, нельзя считать прихотью или удачным стечением обстоятельств. Это обыкновенная необходимость и потребность - систематизировать, обобщить и, главное, сохранить память о том, как создавались знаменитые на весь мир театральные традиции в России.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства расположился позади Александринского театра, в здании проекта Карла Росси, где находилась Дирекция императорских театров. В разное время частыми посетителями здесь бывали люди, чьи имена теперь прочно ассоциируются с вершинами музыкальных и театральных достижений прошлого: П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Чехов, А. Островский и др. Несмотря на то, что решение о создании Театрального музея было подписано только в советское время, свою историю он ведет от 1908 года, когда была образована «Первая русская театральная выставка», чья коллекция легла в основу будущих фондов.
Впоследствии Музей активно прирастал коллекциями, помещениями и зданиями. Добавилось музыкальное направление, музеи-квартиры Шаляпина, Римского-Корсакова, в начале 90-х - дворец Шереметевых на Фонтанке. Обновление и первая очередь реставрации систематической экспозиции, цель которой - представление преемственности театральной жизни в Петербурге, начиная с общедоступных выступлений XVII века и до современного театрального процесса, завершилась в 2009 году. Уже год в Музее открыты 3 тематические экспозиции: «Искания театра эпохи Серебряного века», «Театральный авангард 1920-1930-х гг.» и «Советский театр за «железным занавесом». На очереди - обширная работа над ключевыми линиями экспозиции об императорском театре XIX в., частных театрах XIX-XX вв., ленинградском блокадном театре в период Великой Отечественной войны и, безусловно, экспозиция о театральных и эстетических исканиях режиссеров-шестидесятников. Если работникам музея удастся продолжить работу на том же уровне, то после ее окончания в Петербурге следует ожидать появление музея высокого профессионального уровня.
К экспозиционным залам можно подняться на лифте, но рекомендуем приложить немного усилий и пройтись пешком по лестнице, на которой приготовлен сюрприз - на подсвеченные ступени одного из пролетов нанесены автографы крупнейших театральных и музыкальных деятелей и артистов России: мецената С. Дягилева, балерины А. Павловой, композиторов П. Чайковского, М. Мусоргского и др.
Первый зал посвящен дореволюционным экспериментам начала XX века. Акцент на искусстве Серебряного века не случаен, поскольку это важнейший сюжет в истории культуры Петербурга, подготовивший почву для появления молодого советского искусства. Хранителям Музея удалось собрать пеструю экспозицию костюмов, в прошлом принадлежащих известным артистам (наряд Мефистофеля Федора Шаляпина, Веры Комиссаржевской и Ольги Книппер-Чеховой) и заметным людям того времени (например, возлюбленной Блока - Любови Дельмас-Андреевой). Многие из них выполнены по эскизам художников, чьи имена не нуждаются в долгом представлении: для театра рисовали А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин и др. Под витринами лежат личные вещи, книги, документы, архивные фотографии, а в соседнем зале демонстрируются кадры из фильма с участием все того же Шаляпина - для реалистичного воссоздания эпохи не хватает только ее живых участников.
Следующие экспозиционные залы отведены двум театральным десятилетиям - 20-м и 30-м годам прошлого века. Коллекции наглядно демонстрируют авангардные искания ранних советских режиссеров и артистов. Постановки Вс. Мейерхольда, первые советские балеты и балеты Шостаковича, Баланчина - это, а также многое другое составляет круг тем, возвращаясь к которым сотрудники музея ведут рассказ о насыщенном событиями периоде. Третья тематическая экспозиция посвящена эпохе театрального академизма, того официального канона, который характеризует театр последующего десятилетия в условиях тоталитарного политического режима. Экспозиция «Советского театра за «железным занавесом» важна именно с точки зрения напоминания и воспитания исторической памяти о людях, чьи таланты оказались ненужными собственной стране, а судьбы могли бы сложиться иначе, несмотря на посмертную славу многих из них. Посетителям безотносительно к содержанию экспозиции также будет интересно то необычное композиционное и световое решение, которое использовано в зале.
На пятом этаже Музея, где раньше находились коммунальные квартиры, впоследствии перестроенные под новые нужды, предлагается ближе познакомиться с европейскими театрами. Несмотря на свои небольшие размеры, макеты в деталях воссоздают сцены, залы, костюмы и даже саму атмосферу театров разных эпох, стилей и стран. Сравнить французский театр Людовика XVI в., шведский конца XVIII в. и немецкие представления? Под подробный рассказ экскурсовода легко проникнуться каким-то детским любопытством к этой миниатюрной экспозиции. Соседнее помещение целиком отведено под камерный театральный зал, выполненный по эскизам Кочергина, где время от времени проводятся выступления. За ним - продолжение экспозиции, так называемое выставочное пространство «Закулисье». Сотрудники Музея постарались воспроизвести обстановку театрального хранилища реквизитов. Поэтому не удивляйтесь, обнаружив рядом с машиной для имитации звука набегающей морской волны - скелет слона, попавший сюда из Мариинского театра. «Закулисье» - это своего рода изнанка театра, приподнимающая завесу над теми маленькими хитростями и тайнами, которые позволяют режиссерам достигать необходимого эффекта посредством механизмов, костюмов или светового оформления.
Отрадно, что сотрудники Музея театрального и музыкального искусства не лишены чувства юмора и используют в своей работе сочетание разных стилей и жанров в общении с посетителем. Стандартом современного музейного дизайна, безусловно, стала интерактивность. Это то, чего хотелось бы пожелать Музею при подготовке следующих экспозиций. Тем не менее, очевидно, что театр для сотрудников является подвижным и развивающимся процессом, искусством, которое интересно не только своим антуражем - постановками, декорациями и костюмами - но так же людьми, за ними стоящими, и их судьбами. И действительно, так ли велика разница между происходящим на театральной сцене и нашими жизнями?
«All the world's a stage,
And all the men and women merely players...»
W. Shakespeare, «As You Like It», Act II, Scene VII