Адрес: СПб, наб. реки Мойки, д. 20, Телефон: +7 (812) 314-1058
Как добраться от метро: от станции метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) пешком по Невскому пр. до наб. Мойки, повернуть направо и идти прямо, 20 минут
Часы работы: концерты начинаются в 19:00
Вклад москвича Ивана III Васильевича в петербургские традиции и российское культурное наследие, минимум в одном аспекте, можно назвать выдающимся: любитель пения, он в 1479 году издал указ об основании хора государевых певчих дьяков, от которого ведет свою историю современная Государственная Академическая Капелла в Петербурге. На сегодняшний день это старейший профессиональный хоровой коллектив России (в этом году празднуется его 530-летие).
Именно он в 1703 году участвовал в богослужении по случаю закладки Петропавловской крепости, вокруг которой начал свое развитие Санкт-Петербург. Впоследствии Петр I нередко сам занимал место в хоре (партия баса) и принимал активное участие в его развитии. Регулярное участие в важнейших государственных мероприятиях и благосклонное отношение императоров со временем помогли капелле занять прочное место в придворной культуре, а сам статус певчих заметно повысился. Любопытна в этом отношении история женитьбы певчего Олексея Розума и императрицы Елизаветы Петровны, в результате которого ему был жалован титул графа Разумовского.
Несмотря на то, что по текущему адресу Капеллы уже более 200 лет, нынешнее здание значительно моложе. Особняк архитектора Ю. Фельтена, отданный хору в 1808 году, оказался малопригодным для размещения большого числа мальчиков-певчих и их занятий, к тому же требовался собственный концертный зал. Попытки решить вопрос перестройками не сняли проблемы, и в результате, архитектору Леониду Бенуа было поручено выстроить новое здание. Так на набережной Мойки появилось здание в стиле итальянского Возрождения и русского классицизма с концертным залом, считавшимся одним из лучших в Европе в вопросе акустики. К счастью, во время блокады Ленинграда ему не был нанесен значительный урон. Более того, в начале 2000-х годов были проведены обширные восстановительные работы, в результате чего в 2005 году интерьер зала приобрел аутентичный исторический вид.
Капелла примечательна также тем, что в ней установлен орган фирмы Walcker. Лишь в 1927 году он был перенесен из Голландской реформатской церкви, хотя Л. Бенуа с самого начала планировал установку органа в зале. В 1998 году энтузиасты из Голландско-Реформатской общины города Фризенфейн, выходцы из которого еще в середине XVIII в. переселились в Петербург, выступили с инициативой создания Общественного фонда реконструкции органа Капеллы, который вскоре был отреставрирован. Сегодня концерты органной музыки - незаменимая часть репертуара.
В истории российской музыкальной культуры Капелла занимает особое место: усилиями ее сотрудников и музыкантов создавались первые профессиональные коллективы и учебные заведения. Первый русский симфонический оркестр (создан по инициативе Римского-Корсакова в 1885 году), хор, специальная музыкальная школа (Хоровое училище, сегодня отделено от Санкт-Петербургской Капеллы) - эти этапные события закладывали основы профессиональной музыки в стране. Слава Капеллы в XIX в. перешагнула границы России, потому неудивительно, что многие известные композиторы почитали за честь услышать первое исполнение своих произведений именно на этой сцене.
В XXI веке хор, симфонический оркестр и хор мальчиков, вместе составляющие Санкт-Петербургскую Капеллу, остаются сильнейшими коллективами, чьи таланты и выступления востребованы в мире. Многочисленные гастрольные туры и сотрудничество с зарубежными дирижерами и солистами-инструменталистами ежегодно это подтверждают. Если обратиться к репертуару и афише концертного зала, то станет ясно, что здесь не только чутко относятся к музыкальной классике (В. Моцарт, П. Чайковский, И. Бах, Г. Доницетти), но уделяют большое внимание современным произведениям, без исполнения которых едва ли можно помыслить заведение, претендующее на звание серьезного международного музыкального центра. Каковым, без сомнения, является Академическая Капелла в Петербурге.
Следуя традициям крупнейших музыкальных учреждений, Капелла регулярно издает на компакт-дисках записи музыкантов или коллективов, сделанные в ее стенах, а также использует систему абонементов на выступления. Капелла также известна как крупный организатор фестивалей, благодаря которым гости и жители Петербурга получают возможность открыть для себя новые хоровые и оркестровые коллективы, а также отдельных исполнителей из городов России и из-за рубежа.
В Капелле сложилась интересная семейная династия: художественным руководителем ее Певческой капеллы является народный артист СССР Владислав Чернушенко, а Симфоническим оркестром управляет его сын - заслуженный артист России Александр Чернушенко.