Адрес: СПб, наб. реки Фонтанки, д. 65, Телефон: +7 (812) 310-9242, +7 (812) 310-0401
Как добраться от метро: от станции метро Сенная площадь пешком по Гороховой ул. до наб. Фонтанки, повернуть налево, 15 минут
Сегодня БДТ такой же символ Санкт-Петербурга, как Эрмитаж, Петропавловская крепость или Медный Всадник. А, ведь, всего сто лет назад в здании театра продавали сбрую для лошадей, а на верхних этажах недорого сдавали комнаты для актеров.
Участок, на котором в 1876 - 1878 годах построили здание театра принадлежал графу А.С. Апраксину – самому богатому в городе человеку. Да и вся земля в округе – от Невского до Апраксина переулка и от Фонтанки до Екатерининского канала (сейчас - канал Грибоедова) принадлежала Апраксиным еще со времен Анны Иоанновны. В XVIII веке большую часть этой территории заняли Апраксиным двором, а в конце XIX века по проекту швейцарского архитектора Людвига Фонтана строят Апраксинский театр, как его тогда называли.
Первые три года после постройки здание театра Апраксина арендовала дирекция Императорских театров - для русской драматической труппы. Он использовался как вспомогательная сцена Александринского театра. Театр Апраксина получил тогда название Малый театр (Большим был находящийся на Театральной площади первый каменный театр в Санкт-Петербурге).
На втором этаже театра разместили квартиры для артистов и трактир (гостиница с рестораном), очевидно, для гастролеров. В левой части вестибюля театра открылся магазин “Шорные изделия Д. Андреева” (сбруя и упряжь для лошадей), а в правой – галантерейный магазин. Ни один квадратный метр здания не пропадал без дела.
Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Осенью 1918 года комиссар по делам театров М. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (так писал Александр Блок, назначенный первым худруком театра).
15 февраля 1919 года театр открывается спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера. В первые годы здесь ставили преимущественно классические пьесы, в сюжетах которых преобладали борьба с тиранами и угнетателями. Наряду с героико-романтическими постановками театр ориентировался на кассовые спектакли, например «облегченные» исторические мелодрамы с интригующими названиями, скажем, «Заговор императрицы».
Годы Великой Отечественной войны Большой Драматический театр пережил в Кирове, куда труппа прибыла прямиком с южных гастролей, не заезжая домой. Неделю актеры жили в фойе местного театра. Потом их расселили по подсобкам и общежитиям, выдали продуктовые карточки. БДТ выступал на кировской сцене до января 1943-го, даже ставил новые спектакли. После прорыва блокады с первым же поездом вернулся в Ленинград.
Новая эпоха в жизни театра настала в 1956 года, когда труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер - Георгий Александрович Товстоногов. Под его руководством в театре сформировался исключительно сильный творческий ансамбль. По крупицам, личность к личности, Товстоногов собрал ансамбль уникальных актеров, составивших лучшую драматическую труппу страны. Достаточно перечислить имена - Смоктуновский, Борисов, Доронина, Лебедев, Юрский, Копелян, Луспекаев, Стржельчик, Лавров, Толубеев, Фрейндлих, Басилашвили, Шарко, Усатова.
23 мая 1989 года Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался. Новым худруком коллектив театра единогласно выбрал народного артиста СССР Кирилла Лаврова. Он сумел в непростые 90-е сохранить традиции театра, не боясь приглашать на постановки талантливых молодых режиссеров, среди которых был Т.Н. Чхеидзе, который возглавил театр после ухода Лаврова.
Сегодня на сцене БДТ можно увидеть как спектакли русской и мировой классики, так и произведения современных драматургов. Славу нынешней труппы театра составляют Алиса Фрейдлих и Зинаида Шарко, Олег Басилашвили и Валерий Ивченко, Светлана Крючкова и Нина Усатова.