Адрес: СПб, Каменноостровский пр., д. 55, Телефон: +7 (812) 234-2531
Как добраться от метро: от станции метро «Петроградская» пешком в сторону реки Карповки. Перейти ул. Профессора Попова, свернуть под арку во двор дома № 55, 10 минут
Часы работы: с 11:00 до окончания вечернего спектакля
В конце 1980-х в Ленинграде и в начале 1990-х в Санкт-Петербурге возникло большое количество разнообразных театров-студий. Одна из таких профессиональных студий стала впоследствии отправной точкой для театра «Особняк». Его основателем, бессменным художественным руководителем и даже спонсором является актер и режиссер Дмитрий Поднозов. Благодаря его усилиям в 1996-м году коллектив театра-студии, существовавший тогда в г. Пушкин, смог обосноваться во флигеле 55-го дома по Каменноостровскому проспекту, где и находится до сих пор.
Помещение театра небольшое. Вход в фойе и зрительный зал – с улицы, в гримерную – прямо из парадной дома. Стены крошечного фойе все сплошь оклеены цветными и черно-белыми афишами спектаклей разных лет. Наглядная история театра в лицах и ролях. А его современность – удивительный администратор, с которой знакомишься сразу же. Улыбчивая и любезная женщина, встречающая гостей при входе, с удовольствием расскажет интересующимся историю создания практически любого спектакля. Здесь же перед началом действия можно выпить кофе, или напитки покрепче.
Зрительный зал в «Особняке» – всего 50 квадратных метров или три ряда стульев полукругом по периметру. Даже при аншлагах, которые случаются здесь довольно часто, он вмещает не более восьмидесяти человек.
«Особняк» – театр негосударственный, официального статуса у него и вовсе нет. Но для небольшого коллектива важно не это, значение имеет художественная сторона вопроса, здесь особое внимание уделяют репертуарной политике и атмосфере. Поэтому «Особняк» - один из немногих камерных театров, выживших после театральной реформы и привлекающий зрителей своей неординарностью и по сей день. По словам Дмитрия Поднозова, для творчества главное – свобода.
В творческом «багаже» театра спектакли таких режиссеров, как: Алексей Слюсарчук и Юлия Панина, здесь играли свои моноспектакли известные артисты Алексей Девотченко и Сергей Лыков. Некоторые из игравших на сцене «Особняка» впоследствии становились актерами немногочисленной труппы театра. Так случилось с Натальей Эсхи после того, как она сыграла премьеру своего спектакля «Перформанс не для всех» по дневникам А.Шипенко.
Сегодня театр «Особняк» негласно входит в число самых загадочный театров Петербурга. Как и в начале 90-х, он остается экспериментальным театром-лабораторией. Притчевость, глубокий философский подход, импровизационная свобода - отличительные черты постановок этого театра. В качестве литературной основы для спектаклей - обыкновенно, малоизвестные широкому кругу читателей и зрителей пьесы, нередко современные. «Особняк» любит и умеет открывать новые имена.
Свою дорогу в жизнь на этой крошечной площадке получили многие современные коллективы и артисты. Например, молодой театр «Lusores», выступающий со спектаклями: «Losers XP» и «Симфония №2» по Д. Хармсу, или актер Илья Дель с эпатажным спектаклем «Жадный Джамба».
В истории театра такие работы, как: «Lexicon» (по «Хазарскому словарю» М. Павича), «Пенелопа 18» (по роману Дж. Джойса «Улисс»), «Внутренняя Жизнь Твердых Предметов, или ВЖТП» (по дневнику О. Шипельбаума), «Назову себя Гантенбайн» (по одноименному роману М. Фриша). В сегодняшнем репертуаре театра моноспектакль Дмитрия Поднозова по рассказу Ф.М. Достоевского «Кроткая» в постановке Юлии Паниной, «Король умирает» Э. Ионеско в постановке Алексея Слюсарчука, кроме того, здесь проходят пластические и музыкальные представления в рамках международного фестиваля «Слово и тело», продолжают играть молодые творческие коллективы.