Район: Петроградский
Протяженность: 3400 м
Ширина: 20 м
Станции метро: «Горьковская», «Петроградская», «Черная речка»
«Елисейские поля Петербурга», Каменноостровский проспект, многие искусствоведы справедливо считают самым красивым проспектом северной столицы.
«Елисейские поля Петербурга», Каменноостровский проспект, многие искусствоведы справедливо считают самым красивым проспектом северной столицы. Начинающийся с Троицкого моста через Неву, он проходит через всю Петроградскую сторону и заканчивается на Каменном острове. Застраивавшийся в конце XIX – начале XX веков, он почти целиком состоит из зданий в стиле модерн. Неспешная прогулка по Каменноостровскому займет около полутора-двух часов, но будет так богата достопримечательностями, историческими памятниками, мостами, парками и прочими красотами, что их с лихвой хватило бы на небольшой город. Итак, начнем прогулку!
Нечетная сторона
- Первая остановка – Каменноостровский пр., 1-3, дом И.Б. Лидваль. Примечателен он, во-первых, тем, что это классический образец стиля «северный модерн», а во-вторых, тем, что это первый дом, спроектированный будущей знаменитостью, архитектором Лидвалем. Заказчицей, кстати, была мать архитектора; сам он впоследствии занимал пятикомнатную квартиру на пятом этаже. Другими знаменитыми жильцами дома стали художник К.С. Петров-Водкин, народный артист С.М. Юрьев, академик А.Н. Теренин. Впоследствии Лидваль построит еще много домов на Каменноостровском.
- Рядом и чуть в стороне располагается Санкт-Петербургская соборная мечеть. На момент постройки (1909-1920 годы) это была первая мечеть в Санкт-Петербурге и самая большая в России – 45 метров в длину, 32 метра в ширину, высота главного купола – 39 метров, высота минаретов – 48 метров, вместимость – до 5000 человек.
- Следующий после дома И.Б. Лидваль – Каменноостровский, 5, особняк Сергея Витте. Дом примечателен тем, что его постоянно атаковали террористы, покушавшиеся на министра: так, черносотенцы из «Союза русского народа» несколько раз спускали в дымоход бомбы. Но террористам явно не везло: бомбы ни разу не срабатывали, а Витте умер спустя много лет, в своей постели, от болезни.
Уже в советское время в особняке Витте разместилась музыкальная школа – которую закончил знаменитый В.Т. Спиваков.
- Чуть дальше обратите внимание на фонтан «Лебединое озеро» - между прочим, подарок Франции к трехсотлетию Петербурга. А сразу за фонтаном – №9, доходный дом Д.В. Быховского. С этим домом не связано никаких особенных историй и легенд (кроме того, что здесь почти полтора десятилетия прожила Клавдия Шульженко), зато он очень красив (аркады, ризалиты, тосканские пилястры…) и является объектом культурного наследия.
- Проходим мимо дома №13 (здесь жил писатель Леонид Андреев, и на его литературных вечерах бывали Александр Блок и Федор Сологуб), и оказываемся на Австрийской площади. Пять домов на площади придают ей удивительную восьмиугольную форму, а сама площадь действительно похожа на частичку какой-нибудь европейской столицы. Площадь назвали Австрийской (да и вообще площадью) совсем недавно, в 1992 году, и планировалось вскоре открыть здесь австрийские заведения с характерными вывесками – магазины, кафе, аптеку и т.д., но пока эти планы так и не осуществились.
Каменноостровский проспект в начале прошлого века считался одним из самых респектабельных проспектов города: с постройкой в 1903 году Троицкого моста он максимально «приблизился» к центру, поэтому тут стали обосновываться самые богатые и знаменитые люди города, а дома строили известнейшие архитекторы. Уже в 1908-м году Каменноостровский стал настолько популярен, что архитектор Бенуа писал о нем: «Одна из самых невозможных улиц в мире. Сколько было разговоров, проектов его уширения, и возбуждался вопрос своевременно, когда было возможно все произвести без относительно больших затрат…».
- Дом №17 – один из немногих домов советской постройки на Каменноостровском, даже упрощенный в процессе борьбы с «архитектурными излишествами» (да-да, и такое тоже было!) – примечателен тем, что здесь более тридцати лет прожил Аркадий Райкин (сейчас здесь висит мемориальная табличка с его изображением).
- Дом с Башнями формально находится на Большом проспекте, но без него невозможно представить Каменноостровский, так что задержимся и возле него. Доминанта площади Льва Толстого была построена в 1915 году. Квартиры здесь, по тем меркам, были суперкомфортабельными: газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы – тогда все это было в диковинку. Сейчас в цокольном этаже здания работает театр «Русская антреприза им. Андрея Миронова».
- Рядом со станцией метро «Петроградская», в скверике между домами №39 и №41 и набережной реки Карповки, стоит памятник изобретателю радио А. Попову. Изобретатель жил и работал неподалеку; чуть дальше Каменноостровский пересекает улица его имени, на которой находится его музей-квартира.
- По другую сторону Карповки, в доме №55, внешне ничем не примечательном, находится театр «Особняк» - один из самых необычных экспериментальных театров Петербурга. На крошечной площадке ставят спектакли по Хармсу, Джойсу, Ионеско и даже Пелевину.
- Доходный дом Циммермана работы Ф.И. Лидваля - №61 – выиграл конкурс лучших фасадов в 1907 году. Отделка очень интересна, а окон насчитывается около 20 видов (овальные, круглые, прямоугольные, криволинейные и т.д.). Немного дальше – еще одна «жемчужина» Каменноостровского, дом №73-75. В разное время здесь жили поэт и переводчик М. Лозинский, физик и нобелевский лауреат П. Капица, поэт Н. Заболоцкий, известные ученые и деятели искусств. Дом был роскошен: с лифтами, водопроводом, отоплением, вентиляцией, квартиры имели от 3 до 9 комнат с двумя входами, на первом этаже располагались гаражи, в мансардах – квартиры для шоферов. Квартиры были очень дороги и покупались в кредит, но большинство первых жильцов до конца выплатить кредит так и не успели. Да и в полной мере насладиться роскошным жильем – пришла революция, а с ней и уплотнение.
- Последнее строение на Каменноостровском – Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи. Построенная в конце XVIII века в английском стиле, она представляет собой маленькую изящную капеллу с остроконечным куполом. Павел I, по чьему распоряжению была построена церковь, сам пожертвовал храму иконы из личного владения и часто посещал церковь. В народе церковь прозвали «красненькой» - не только за цвет стен, но и за красоту внутреннего убранства. Церковь окружает большой парк, выходящий к Большой Невке.
Четная сторона
- В начале Каменноостровский проспект пересекается с Александровским парком. Начиная прогулку, обратите внимание на расположенный в парке (и одновременно на проспекте) памятник миноносцу Стерегущему. Миноносец в 1904 году вступил в неравный бой с японцами, а когда большая часть экипажа погибла, оставшиеся в живых открыли кингстоны и затонули вместе с кораблем. Открытие монумента состоялось в 1911 году, причем на открытии присутствовали Николай II и Столыпин. Из кингстона, который открывают матросы на монументе, когда-то действительно стекала в бассейн у подножья вода; но она стала разрушать поверхность монумента, и подачу воды пришлось прекратить.
«Стерегущий» - единственный в Петербурге монумент в стиле модерн и последний, открытый до революции. А еще он примечателен тем, что именно рядом с этим памятником назначал свои первые свидания живший неподалеку Михаил Зощенко.
- Переходим Кронверкский проспект, минуем памятник Горькому (который жил рядом, как раз на Кронверкском), и оказываемся на Каменноостровском, 10 – у здания киностудии «Ленфильм». Здание с колоннами, похожее на классический советский ДК, стоит в глубине небольшого скверика. Именно здесь за почти сто лет существования студии сняли полторы тысячи фильмов, в том числе легендарные приключения Холмса и Ватсона. Сейчас, правда, студия находится в глубоком упадке, хотя в будущем на ее базе собираются построить кинокомпанию мирового уровня «Ленфильм XXI». А пока можно задержитесь в скверике на несколько минут – это место буквально дышит историей.
- Совсем рядом – дом №14. В свое время он назывался «домом рабочего жилищно-строительного кооператива товарищества работников искусств», поэтому в разное время здесь жили Д. Шостакович, К. Петров-Водкин, С. Малахов и другие знаменитости.
- Дом №26-28 – знаменитый Дом Бенуа – одно из известнейших зданий на Каменноостровском. Дом состоит из нескольких корпусов, объединенных сложной системой дворов (их более десятка!). Построенный в 1912-м году, Дом Бенуа был настоящим техническим чудом того времени: в нем было паровое отопление, встроенные лифты, электричество, гаражи, телефоны, собственная электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь и даже снеготаялка. В цокольном этаже находились магазины и прочая инфраструктура. На тот момент это был не только самый современный, но и самый большой жилой комплекс в Петербурге.
После революции в Дом Бенуа переселилась чуть ли не вся партийная верхушка Ленинграда во главе с С. Кировым (именно поэтому Каменноостровский проспект до самого 1991 года назывался Кировским). Так что в тридцатые дом стал пользоваться печальной известностью: только за четыре года в Доме Бенуа прошло 55 арестов (из 123 квартир!).
Сегодня в Доме Бенуа, помимо прочего, работают два музея – музей С.М. Кирова (филиал Музея истории Санкт-Петербурга) и музей А.М. Володина; а также театр «Остров».
- Сразу за домом №26-28 – сад Андрея Петрова. На обращенной к нему стене Дома Бенуа петербургский художник Кирилл Миллер создал «Стену столетий»: на ней можно увидеть барельефы Сальвадора Дали, Дмитрия Шостаковича, Даниила Хармса и Дмитрия Лихачева.
Вообще у скверика удивительная история. На этом месте еще несколько лет назад должна была начаться уплотнительная застройка, и композитор Андрей Петров в знак протеста посадил здесь рябинку; его примеру последовали другие знаменитые петербуржцы. Сейчас рябинка Андрея Петрова обнесена оградой, остальные деревья снабжены именными табличками, а в сквере установлены фонтан и восемь скульптур-скрипок. Есть здесь и площадка для выступлений – тоже в виде скрипки, и если вам повезет, вы даже застанете здесь концерт.
- Перед тем как пойти дальше, взгляните на еще один дом, выходящий в скверик - №32. Когда-то здесь собирался кружок поэтов под названием «Вечера Случевского», завсегдатаями которого были Блок, Гумилев, Ахматова, Бунин, Вяч. Иванов. А сейчас здесь работает «Музей фонографов и граммофонов Дерябкина».
- Мрачноватое здание с «фабричным» фасадом – ДК им. Ленсовета, бывший Дворец культуры промкооперации. ДК не закрывался даже в блокаду – здесь показывали фильмы, работала библиотека, часть помещений была отдана под госпиталь. В конце семидесятых ДК Ленсовета прославился тем, что здесь стали проходить первые «сейшны» - рок-концерты с участием ленинградских музыкантов. Сейчас в здании работает концертный зал на 2400 мест, кинотеатр и торговый центр.
- Переходим реку Карповку и оказываемся на Аптекарском острове – но Каменноостровский продолжается. Там, между домами №56, №58 и №60, располагается Аникушинский сквер, от которого к Вяземскому переулку уходит Аникушинская аллея. Знаменитый скульптор жил неподалеку, на Вяземском. Здесь же можно увидеть одну из работ скульптора – «Дружба» (ее еще называют «Танцующие девочки», а в последние годы, по аналогии с известным музыкальным коллективом – «Татушки»).
- Последний участок проспекта проходит по Каменному острову – от Каменноостровского моста через Малую Невку до Ушаковского моста через Большую Невку. Последнее здание в нашей экскурсии – Инвалидный дом императора Павла I, одно из первых ведомственных благотворительных заведений в России. Павел основал его для моряков-ветеранов, отличившихся в сражениях. Дом предназначался для пятидесяти одиноких старых матросов; директором традиционно назначался тоже одинокий пожилой морской офицер в высоком звании. Сейчас в здании располагается Комплексная школа высшего спортивного мастерства, выпустившая из своих стен нескольких чемпионов мира.