Как добраться: От станции метро «Старая Деревня» автобус № 101. От станции метро «Черная Речка» маршрутное такси № К-405. От метро «Проспект Просвещения» маршрутное такси № К-407. Летом до Кронштадта ходят корабли на воздушных крыльях отплывающие от причала на пл. Ленина и Зимнего дворца.
Отправной точкой истории Кронштадта служит красивая легенда о том, как в 1703-м году высадившиеся на острове в Финском заливе русские пехотинцы застали врасплох ничего не подозревавших шведов. Услышав грозное «Ура!», неприятель в панике ретировался, оставив солдатам Петра I кипящий на огне котел с разными шведскими вкусностями. Отсюда все и пошло. Трофейный котел занял место на гербе Кронштадта и в название острова Котлин. Удивительно, что с этим инцидентом не связывают возникновение выражения «шведский стол».
На самом деле все было гораздо прозаичнее. Название «Котлин» остров, где был впоследствии основан Кронштадт, получил задолго до Северной войны. Если присмотреться, часть Финского залива, которую мы знаем под названием «Маркизова лужа», по своей форме как раз напоминает котел. В конце 1703-го года по истечении летнего периода навигации шведские корабли ушли в свои незамерзающие базы, и тогда Котлин заняли русские войска.
Всю зиму 1703-1704 года петровские солдаты возводили форт на северной оконечности острова. Укрепление строилось по проекту архитектора Доменико Трезини с таким расчетом, чтобы орудийный огонь пушек форта перекрыл судоходный южный фарватер, ведущий к Неве. 7(18) мая 1704-го года новая крепость была освящена и наречена именем «Кроншлот» («Коронный замок»). Эта дата считается днем рождения Кронштадта.
Когда весной 1704 года шведские корабли вновь вошли в Финский залив, их ждал неприятный сюрприз: ощетинившееся орудиями русское укрепление. Вице-адмирал Депру распорядился обстрелять Кроншлот, но огонь шведских пушек оказался безрезультатным. На следующий год шведы предприняли новую попытку «прощупать» русские позиции на Котлине, но к тому времени их ждал не только форт Кроншлот, но и береговые батареи. Шестидневный бой, продолжавшийся с 4 по 10 июня 1705 года, закончился очередным отступлением шведов. Позиция на Котлине полностью оправдала себя. Петр I назвал ее «Крепкой подушкой Санкт-Петербурга».
В последующие годы на Котлин были переселены семьи дворян и купцов, возведены укрепления, склады, доки. Для Петра I и первого губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меньшикова на острове были возведены соответствующие их статусу дворцы. Трехэтажная резиденция Петра впоследствии сгорела, а сильно перестроенный особняк Меньшикова стоит до сих пор. Он известен как Итальянский дворец. Одно время царь даже рассматривал возможность переноса на Котлин центра Петербурга.
Все-таки со временем стало ясно, что для Петербурга Котлин будет полезнее не в качестве «Манхеттена», а как «крепкая подушка». 7 (18) октября 1723 года на Котлине состоялась закладка крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». С этого момента город-крепость стал развиваться как ведущая база Балтийского флота.
К сожалению, от первых строений Кронштадта до нас дошли лишь отдельные здания – элементы укреплений форта Кроншлот, Петровский док, Опытный бассейн. Большая часть старого Кронштадта погибла во время страшного пожара 1764 года. После этой катастрофы город был отстроен заново по генеральному плану С.И. Чевакинского. Следующий толчок развитию Кронштадта дал пожар петербургского Адмиралтейства в 1782 году. Шокированная инферно, разыгравшимся под самыми окнами Зимнего дворца, Екатерина II повела перенести опасный промышленный объект в Кронштадт.
С 1783 года архитекторы М. Н. Ветошников, В.И. Баженов и Ч. Камерон начали возводить комплекс зданий кронштадтского адмиралтейства. Строительство шло медленно. Адмиралы не спешили переезжать из уютного Петербурга на продуваемый всеми ветрами остров, населенный грубыми матросами. Средства, отпущенные на стройку, как всегда эффективно осваивались заинтересованными лицами. Кончилось все тем, что Павел I отменил перенос Адмиралтейства в Кронштадт, но адмиралтейский комплекс в крепости все-таки был достроен в 20-х годах XIX века.
Далеко не блестяще в XVIII веке обстояли дела и с укреплением Кронштадта. Союз с Англией давал России определенные гарантии от угрозы с моря, а правительства сменяющих дру -друга веселых императриц находили, что деньги надо тратить не на какие-то форты в море, а на сухопутную армию и двор. В XIX веке ситуация изменилась. Англия из традиционного союзника превратилась в главного врага России, а престол почти 20 лет занимал Николай I – большой поклонник инженерного искусства. Постепенно Кронштадт обзавелся цепью фортов, часть из которых была построена на отмелях, другие – на искусственных островах. 8 июня 1855 года в дни Крымской войны в виду Кронштадта появилась англо-французская эскадра. Петербургская публика толпами устремилась в Петергоф, дабы лицезреть баталию, но сражение на состоялось. Союзники решили не испытывать судьбу и от штурма Кронштадта отказались.
Кронштадт редко оказывался под огнем вражеских орудий, но стихия не щадила город. За огнем пришла вода. На Котлин пришелся первый удар легендарного наводнения 1824 года. Под водой оказался практически весь остров. Пострадали жилые дома, укрепления, склады, десятки людей стали жертвами этой катастрофы. После потопа французский инженер П.П. Базен впервые предложил возвести для защиты Кронштадта и Петербурга дамбу, но этот проект был признан технически неосуществимым.
Между тем, до 1917 года Кронштадт был самым настоящим «Байконуром» и «Силиконовой долиной» России. Ведь до начала космический эры именно кораблестроение вбирало в себя все самые передовые достижения человеческого разума. Военно-морские базы с их доками, мастерскими, верфями, заводами были вполне сравнимы с современными космодромами. В кронштадских мастерских и лабораториях над «чудо-оружием» работали выдающиеся ученные и изобретатели: Б.С. Якоби – конструктор минного оружия, А. Ф. Александровский – создатель крупнотоннажной подводной лодки и торпеды, А. Ф. Можайский, построивший летательный аппарат, Е. П. Тверитинов - первый русский светотехник, А. С. Попов – изобретатель радио. С 1897 года на территории старого форта «Александр I» работала противочумная лаборатория Институт экспериментальный медицины. С тех пор форт получил второе название – «Чумной». Это укрепление хорошо сохранилось до наших дней, и теперь в его стенах проводятся рейв-вечеринки. Даже «железная» мостовая Кронштадта, выполненная из чугунных шашечек, подчеркивала высокий уровень промышленного развития города.
В 1817 году между Петербургом и Кронштадтом стала действовать первая в России пароходная линия. Поездка занимала почти три с половиной часа.
Кронштадт был прославлен не только научно-техническими достижениями, но и высокой духовностью своих жителей. С 1855 по 1908 годы город стал резиденцией знаменитого подвижника о. Ионна Кронштадского. В 1903-1913 года на якорной площади в центре города был возведен Морской собор. Это храм - памятник напоминающий церкви Византии был посвящен всем российским морякам, павшим при исполнение служебных обязанностей. Купол собора просматривался на многие мили и служил ориентиром для плывущих домой моряков, а также для вражеских артиллеристов в годы Второй мировой войны.
Кронштадт был домом для флотского состава российского флота, но не все чувствовали себя там уютно. Слишком велика была пропасть между офицерами, обитавших в комфортабельных кают-компаниях, и матросами, ютившимися в кубриках под палубой. Служебное и социальное неравенство никуда не исчезало и на берегу, ведь Кронштадт был военной базой, где матросы были всецело во власти офицеров. В народе город-крепость называли "Матросским Сахалином" по аналогии с известной каторгой. Наиболее зримым и вопиющим выражением существовавших порядков были таблички «Собакам и матросам вход запрещен» на воротах кронштадского Летнего сада и Петровского парка. (Любопытно, что за рубежом, в частности в США, подобные таблички просуществовали до 60-хх годов XX века!) Печальную картину может считаться завершенной, если упомянуть бесконечные злоупотребления поставщиков, не способствовавшие питательности и калорийности матросской кухни.
В октября 1905 года матросы и солдаты кронштадского гарнизона впервые собрались на политический митинг, где прозвучали требования улучшения положения военнослужащих и учреждении в России демократической республики. После ареста нескольких недовольных матросов, мирные протесты нижних чинов переросли в бунт и погромы. Лояльные правительству войска рассеяли бунтовщиков ружейными залпами, но, как показали дальнейшие события, власти не извлекли из произошедшего надлежащих уроков.
Через 12 лет, в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 года, Февральская революция перекинулась с улиц Петрограда на набережные Кронштадта. В отличие от 1905 года, восставшие матросы быстро установили контроль над крепость. Жертвами восстания стали 39 наиболее ненавистных офицеров, включая военного губернатора Кронштадта адмирала Роберта Вирена. Его подняли на штыки, а затем сбросили в овраг у Макаровского моста. В течение нескольких дней труп Вирена был популярной достопримечательностью, посмотреть на которую съезжалась любопытствующая публика.
В последующие месяцы Кронштадт воспринимался петербургским обывателем как пригородная Тортуга. На Якорной площади постоянно шли митинги, на которых открытым голосованием принимались резолюции крайне радикального содержания. Кронштадский Совет, в котором ведущую роль играли большевики и анархисты, демонстративно игнорировал Временное правительство, что давало повод правительственной прессе говорить об отделении Кронштадта от России. Газеты со дня на день ожидали прибытия в столицу вооруженных до зубов кронштадтцев для уничтожения буржуазии, а в народе была популярна песня:
Стоит ли говорить о том, что в октябре 1917 года все самые мрачные предсказания сбылись? Кронштадтцы погрузились на корабли, приплыли в Петроград, высадились на берегах Невы и приняли активное участие в интересных и запоминающихся событиях, которые, к сожалению, выходят за рамки этого очерка.
Потеря военных баз в Прибалтике и в Финляндии привела к тому, что Кронштадт снова стал главной базой Балтийского флота. 17 февраля 1918 года сюда пришли русские корабли, эвакуированные из Гельсингфорса (Хельсинки) в ходе «Ледового похода». Гавани Кронштадта были плотно заставлены военными кораблями, но это не способствовало повышению боеспособности крепости. Драматические революционные события привели к падению дисциплины и разложению гарнизона и флотских экипажей, за что кронштадтцы вскоре заплатили высокую цену.
18 августа 1919 года в Среднюю гавань Кронштадта ворвались английские торпедные катера. Воспользовавшись полной безалаберностью и разгильдяйством гарнизона, они потопили плавбазу «Память Азова» и повредили линкор «Андрей Первозванный». Этот эпизод вошел в историю как «Балтийская побудка». В качестве утешения балтийцы записали на свой счет три потопленных катера.
К сожалению, есть у разложения начало, нет у разложения конца. 28 февраля 1921 года Кронштадт восстал против правительства Ленина. Причиной мятежа стали обострившиеся внутренние противоречия внутри большевистской партии по завершению Гражданской войны и ротация гарнизона крепости, когда старых «красных» военморов заменили недавно мобилизованные крестьяне, недовольные продразверсткой. Власть незамедлительно отреагировала на мятеж, понимая, что после таяния льда Кронштадт станет неприступной крепостью и постоянной угрозой для Петрограда. 7 марта Красная Армия под командования М. Тухачевского пошла на штурм кронштадских фортов и вмерзших в лед кораблей. Через десять дней военная операция была завершена, и морская крепость Кронштадт капитулировала перед сухопутными войсками. Уникальный эпизод военной истории!
После завершения Гражданской войны Кронштадт продолжал оставаться вотчиной военных моряков. Порой мирная жизнь омрачалась ненужными трагедиями. Так, в 1923 году взлетел на воздух склад боеприпасов в форте «Павел I» («Рисбанк») . В результате взрыва погибло несколько матросов с крейсера «Аврора», а форт был полностью уничтожен.
В ходе «Зимней войны» и Великой Отечественной войны орудия кронштадских фортов поддерживали своим огнем советские войска на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаумского плацдарма. Только в начале 1960-хх годов форты Кронштадта были оставлены военными. Это не пошло им не пользу. Покинутые, они стали постепенно разрушаться, и на сегодняшней день находятся в плачевном состояние. Сам же Кронштадт продолжал оставаться под фактическим управлением военных до середины 1990-х годов. Идеально вычищенный и прибранный флотскими нарядами, он считался тихой заводью. Въезд для жителей других регионов на остров был ограничен, преступность была близка к нулю.
Завершение ратной страды позволило властям вернуться к традиционной проблеме Кронштадта и Петербурга – наводнениям. В конце 1960-х строительство дамбы, призванной защитить город на Неве от наводнений, было внесено в генеральный план развития Ленинграда, а в 1979 году были начаты строительные работы. Первый этап дамбы был завершен в 1985 году, а на следующий год пропускной режим в Кронштадт был отменен для туристических групп (для самостоятельного въезда на остров пропуск требовался еще в середине 90-х годов).
В последующие 20 лет в Кронштадт можно было проехать либо по разбитой дороге, проложенной по северному участку дамбы, либо на пароме, курсирующем между Ораниенбаумом и Кронштадтом. Последний маршрут был намного приятнее и живописнее. К сожалению, в 90-е город русских моряков являл собою грустное зрелище. Покидавшие Кронштадт военные оставляли за собой опустевшие корпуса заводов и складов, многие из которых считаются памятниками архитектуры. Опустели ведомственные дома. Начавшиеся рыночные реформы добили городскую промышленность.
К счастью, близость к Северной Столице позволила Кронштадту избежать печальной участи многих провинциальных мест России. Город русских моряков не стал городом-призраком. В 2012 году были завершены работы на дамбе. Теперь в Кронштадт ведет отличное шоссе и с севера, от Лисьего Носа, и с юга, от Ораниенбаума. Городские власти стали принимать меры для привлечения туристов. Были отреставрированы главные городские храмы – Морской собор, Собор Владимирской иконы божьей матери, Спас на Водах. Создаются и новые арт-объекты. Гости Кронштадта могут посетить музей Современной скульптуры, Музей Истории города. Детям нравится подбрасывать монетки у «Дерева желаний», а взрослые с энтузиазмом фотографируются у Медного водовоза и Поющего фонтана.
Кроме «новодела», в Кронштадте есть много исторических достопримечательностей. Осенью приятно прогуляться в сквере на Советской улице, тянущемся вдоль Обводного канала, остановиться у памятника Беллинсгаузену, выйти к Гостиному двору. В Летнем саду установлены многочисленные монументы погибшим морякам, а у Синего моста находится знаменитый Кронштадтский футшток, - «российский Гринвич», от которого исчисляются абсолютные высоты поверхности Земли, все глубины морей на навигационных и топографических картах, космические высоты.
Вернемся к тому, с чего мы начали этот рассказ – к кронштадскому котлу. Парадоксально, но самая серьезная проблема туристического Кронштадта - это питание. Казалось бы, сам Нептун велел устроить на берегах Купеческой гавани многочисленные ресторанчики, где подают свежевыловленную корюшку, а на проспекте Ленина - подвалы, в которых хозяйничают суровые коки. К сожалению, в плане питания в Кронштадте ничего не изменилось с тех времен, когда матросы бунтовали из-за червивого мяса в супе. Кафе и столовые в этом городе – большая редкость, цены в них высоки, а обслуживание – неудовлетворительное. Таким образом, гостям Кронштадта стоит запасаться бутербродами или ждать, когда снова приплывут шведы, чтобы разжиться трофеями.