Как добраться: Автобус 575 до Шлиссельбурга, шлюзы Ладожского канала находятся рядом с остановкой автобуса.
После завоевания побережья Балтийского моря и основания Петербурга, русское правительство столкнулось с проблемой снабжения новых территорий. Проблема заключалась в том, что частые штормы на Ладожском озере становились причиной гибели кораблей с грузами, идущих с Волхова в Неву. «Великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…» писал царь Петр I в своем указе.
Так дальше продолжаться не могло, и государь замыслил грандиозный проект 111 километрового канала от Волхова к Неве, вдоль берега Ладожского озера. Это было самое грандиозное гидротехническое сооружение Европы. Канал должен был начинаться у Новой Ладоги, а заканчиваться в Шлиссельбурге.
Первоначально, работы были доверены частному бизнесу. Однако после проведенной осень. 1723 года инспекции, Петр I распорядился арестовать подрядчиков и шлюзовых мастеров-немцев. Строительство канала взяло на себя государство. С лета 1725 года на строительстве канала стали работать солдаты, вольнонаемные и каторжники (главным образом мазепенцы). Руководил работами военный инженер (в дальнейшем фельдмаршал) Бухард Христофор Миних.
В 1726 году был закончен первый участок строительства между Волховым и селом Черное. Полностью рытье Ладожского канала было завершено 22 октября 1730 года. С весны 1731 году по каналу началась навигация. Первоначально планировалось, что канал будет без шлюзов, но в конечном итоге из-за технических просчетов глубина сооружения составила только один метр, что потребовало сооружение шлюзов в Шлиссельбурге и Новой Ладоге для поддержания глубины судоходства.
Ладожский канал около ста лет служил для снабжения Северной столицы. В 1826 году из-за сильной засухи судоходство по каналу прекратилось. Власти были вынуждены построить новые гранитные шлюзы в Шлиссельбурге и паровые насосы перекачивающие воду из Волхова в канал Новой Ладоги.
Ко второй половине XIX века Ладожский канал устарел. В 1861-1866 году, старый водный путь был дублирован новым каналом, получившим имя Александра II Освободителя или Новоладожского канала. Его предшественник стал называться Староладожским каналом.
Сегодня Староладожский канал пересох, а Новоладожский канал используется для прохода маломерных судов. В Шлиссельбурге и Старой Ладоге можно осмотреть гранитные гидротехнические сооружения, построенные для обслуживания канала.