Адрес: ЛО, Тосненский р-н, дер. Андрианово
Как добраться на автомобиле: по трассе М-10 до пос. Ушаки, за знаком населенного пункта повернуть направо по указателю «Андрианово», проехать примерно 8 км. Усадьба находится с правой стороны от дороги;
На общественном транспорте:
От Московского вокзала доехать до Тосно на электричке (отправление ежедневно с 7 утра с интервалом в 30-60 минут). Из Тосно выехать на рейсовом автобусе до дер. Андрианово.
Марьино является бывшей дворянской усадьбой графов Строгановых и князей Голицыных на берегу реки Тосно. Имение находится недалеко от деревни Андрианово Тосненского района в Ленинградской области, что примерно в часе езды от Санкт-Петербурга. Усадьба долгое время находилась не реставрировалась, в результате чего к разрушениям, принесенным Второй мировой войной, добавились новые: сильно пострадавший парк и само здание во многом утратили свой первоначальный облик.
Несколько лет назад бывшее графское имение с прилегающей территорией было выкуплено частным лицом (хозяйка довольно известного в Петербурге музейно-выставочного центра «Петербургский художник» – Галина Георгиевна Степанова), и начались масштабные восстановительные работы. На сегодняшний день Марьино доступно как для посещения всеми желающими, так и для загородного проживания. Более подробную информацию об «Усадьбе Марьино» можно узнать здесь.
История строгановского имения уходит корнями в начало XVIII века, когда баронесса Мария Яковлевна Строганова начала собирание тосненских земель (1726 год). Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845). Она не только расширила владения, купив ближайшую деревню Андрианово (в 1811 году), но и дала имению современное имя (в честь основательницы Марии Строгановой). Одновременно она разбила парк в английском стиле и приступила к перестройке дома, в результате которой он приобрел свой нынешний вид (архитектор И.Ф. Колодин). Всю деятельность графини Софьи Строгановой отличала основательность и рациональность, говорившая о том, что ее главной задачей было отнюдь не создание загородной дворянской дачи для увеселений: благосостояние некогда богатейшего рода пошатнулось со смертью в 1811 году Александра Сергеевича Строганова, оставившего семье многомиллионные долги.
Начало работ, превративших Марьино в образцовое имение, связывают с именем Александра Зандрока, землемера, поставившего организацию местного лесного хозяйства на научные «рельсы». Впоследствии использование графиней многочисленных технологических новшеств было отмечено золотой медалью Общества поощрения лесного хозяйства. В результате такого подхода путевку в жизнь получил также известный в будущем лесовод Александр Теплоухов, отправленный хозяйкой на стажировку в Германию и с блеском применивший полученные знания по возвращении в Россию. Современный парк в Марьино сильно отличается от прежнего. Активные работы по его реконструкции ведутся уже несколько лет, но, очевидно, принесут заметный результат не раньше, чем через несколько десятилетий.
Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. По проекту, предложенному впоследствии его учеником, Христианом Мейером, усадьба должна была быть построена в виде круга, символизирующего своеобразный храм солнца. Марьино изначально задумывалось как ансамбль-мемориал в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Тем не менее, итоговый утвержденный проект архитектора Ивана Колодина оказался более сдержанным полукруглым зданием в классическом стиле – в том виде, в котором оно существует сегодня. Необходимость экономии объяснялась скоропостижными смертями мужа, свекра и сына, пережитых семейством Строгановых за короткий промежуток времени.
Занимаясь внутренней отделкой, Софья Строганова следовала своему желанию создать роскошный интерьер. В итоге, потолки были расписаны гризалью (Дж. Скотти), а убранство составили скульптуры, картины и бронзовые изделия из родового дома на Невском проспекте. Именно так в этих удаленных деревенских краях появились картины кисти итальянских, испанских и голландских мастеров XVII века. Параллельно велось развитие инфраструктуры: построены внутриусадебные дороги, ферма, дом для мастерских ремесленников, прорыты каналы для осушения лесов и т.п. – работа кипела, и во главе этого процесса стояла графиня Софья Строганова.
В Марьино ее нередко навещали члены императорской и великокняжеской семей Александра I и Николая II, приезжавшие сюда поохотиться. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Не случайно, что к началу XX века в нем стали заметны следы запустения и разрушения.
В судьбе Марьино после революции началась новая глава, что было характерно для многих дворянских построек в России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз менял хозяев, пока не перешло к Русскому музею. В 30-е годы произошел конфликт между руководством музея и деревенскими крестьянами, в результате которого Марьино приобрело нового владельца в лице Геологического института. Все эти перипетии, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. До сих пор разрушен и Мариинский храм при въезде в усадьбу.
Сейчас Марьино готовится к празднованию своего 200-летия в 2011 году. С началом восстановительных работ посетителям вновь предоставляется возможность перенестись, хотя бы отчасти, на несколько веков назад в обстановку эпохи XIX века. Природа, окружающая эти места, как и прежде, располагает к уединенному и спокойному отдыху, а в протекающей рядом реке Тосно летом можно купаться.
Хозяйка стремиться вернуть в Марьино уникальный дух усадьбы, для чего по ее заказу было восстановлено оригинальное оформление нескольких залов. В комнатах и гостиных собраны предметы, которые вполне могли украшать интерьеры сто лет назад. К счастью, сохранилось немало фотографий интерьеров, по которым можно восстановить облик многих помещений. Сегодня все желающие могут совершить визит в усадьбу, чтобы составить собственное мнение о том, что из себя представляла жизнь графской усадьбы позапрошлого столетия.