Как добраться: Из Санкт-Петербурга с автовокзала в Девяткино в Новую Ладогу идет автобус № 847
С начала Северной войны Петр I приложил немало усилий для того чтобы перенести боевые действия на море. Первые корабельные верфи были заложены на Онежском озере, окрестности которого изобиловали лесом, но были далеки от основного театра военных действий. Задумав перенести русское кораблестроение ближе к Балтийскому морю, царь обратил внимание на окрестности Николо-Медведского монастыря, стоящего у места впадения Волхова в Ладожское озера.
В 1702 или 1703 году Петр приказал воздвигнуть вокруг Николо-Медведской обители укрепления и верфь. А в 1704 году государь распорядился: «Жителей Старой Ладоги и Тихвина переселить в град Новая Ладога. Сюда же сволочить ссыльных и беглых крестьян».
Верфь в Новой Ладоге была довольно крупным производством. На новоладожских стапелях трудилось более 300 человек. Уже в 1708 году там был спущен на воду первый 50-пушечный линейный корабль Балтийского флота. Всего в Новой Ладоге было построено пять крупных судов. Дальнейшее развитие верфи было остановлено дефицитом леса в окрестностях города. Но Петр уже задумал новый стратегический проект…
Плохое качество кораблей крайне затрудняло навигацию судов по Ладожскому озеру. Между тем, этот маршрут был критически важен для снабжения Петербурга и войск стоявших на недавно завоеванных землях. Это обстоятельство и подтолкнуло Петра к строительству Ладожского канала, который должен должны пройти вдоль берега Ладожского озера и соединить Волхов и Неву.
Ладожский канал превратил Новую Ладогу в важный перевалочный пункт на пути из центральной России в Петербург. В 1781 году поселение официально получило статус города с гербом: «В красном поле часть Ладожского канала, а по сторонам два рога изобилия». Рога изобилия символизировали зажиточность торгового города. На центральной улице Новой Ладоге можно было купить «…тамбовские окорока, разные колбасы, консервы рыбные и фруктовые, сельди королевские и шотландские, русские и иностранные вина, ликеры разных фирм…» А Гостиный двор на Торговой площади считался крупнейшим в Петербургской губернии.
Центральной улицей Новой Ладоги был Николаевский проспект. Уже XIX веке он был вымощен булыжником и освещен керосиновыми фонарями. Вдоль тротуаров стояли купеческие дома напоминающие о русской глубинке. Жизнь в Новой Ладоге была тишайшей. Горожане ходили на охоту и удили рыбу. Вечера коротались за картами и музыкальными представлениями. Местная газета «Озерный край» лишь иногда писала о пьяных драках.
С 1773 по 1922 год Новая Ладога была центром новоладожского уезда.
После революции, зажиточному купеческому городу пришлось нелегко. Примечательно, что горожане умудрились не поставить ни одного памятника Ленину, хотя памятник Кирову в городе есть.
В годы Великой Отечественной войны город играл важную роль в снабжении Ленинграда продовольствием, а так же служил базой для кораблей Ладожской военной флотилии. В послевоенный период Новая Ладога развивалась как индустриальный центр. Возрождая традиции петровских корабелов, в городе заработал судостроительный завод, верфь и другие предприятия, связанные с освоением ресурсов Волхова и Ладожского озера.
Сегодня Новая Ладога формирует образ туристического центра. Гостей города привлекает природа берегов Волхова, архитектура русской провинции XIX века, старинные монастыри. Завидуя славе Нью-Васюков, Новая Ладога устраивает и шахматные турниры. В последние годы в городе проходит фестиваль «Шахматное лето» и мемориальный турнир Ильина-Женевского.
Памятник морякам и судам Ладожской военной флотилии
Николо-Медведский монастырь в Новой Ладоге
Казармы Суздальского полка