Адрес: Литейный мост
Как добраться: от станции метро Площадь Ленина пройти на Арсенальную набережную и повернуть направо. От метро пешком 10 минут.
Переправа через Неву на месте нынешнего Литейного моста существовала еще в глубокой древности. Именно там заканчивалась Новгородская дорога и начинался тракт на Выборг.
В 1786 году городские власти построили наплавной мост от Воскресенского проспекта до Выборгской стороны. Новый мост получил название «Воскресенский», но в 1803 году, его перенесли к Летнему саду, в связи с чем он был переименован в «Петербургский». А на месте старого Воскресенского моста был построен новый наплавной мост. Этому сооружению так же выпала «кочевая» судьба. В 1849 году был снесен старый Литейный двор, и Литейный проспект был доведен до берега Невы. К нему вскоре перенесли и Воскресенский мост, который превратился в «Литейный».
Строительство постоянного Литейного моста началось в августе 1875 году. Это был второй регулярный мост в городе, после Благовещенского (Николаевского) моста. Он строился по проекту инженера А.Е.Струве. Конструкция моста включала в себя пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями. Шестой пролет был разводным.
Работы по постройке моста продолжались до 1879 года и были сопряжены со значительными трудностями. Строителям мешали затонувшие баржи и подводные валуны. В 1876 году 5 рабочих погибли когда полужидкий грунт проник в водолазный кессон. Почти ровно через год, другая аналогичная трагедия унесла жизни еще 20 строителей. Материальные расходы по постройке моста достигли 5.1 млн. рублей.
Торжественное открытие Литейного моста состоялось 30 сентября 1875 года. В честь императора Александра II он был назван «Александровский». Это название мост носил до революции 1917 года. Примечательно, что это был первый мост в Европе освещавшийся при помощи электрических фонарей. Перила моста были отлиты по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре секции перил был изображен щит с гербом города в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. В просветах чугунных столбиков — морские животные.
В 1966-1967 годах Литейный мост был реконструирован. На подъездах к мосту были построены двухуровневые транспортные развязки, поворотный разводной пролет был заменен раскрывающимся, ширина мостового полотна увеличилась на десять метров, были установлены новые декоративные фонари и т.д. С 1990 года Литейный мост считается памятником архитектуры местного значения. На сегодняшний день длина моста составляет 396 метр, а ширина моста 34 метра.
В ночь с 14 на 15 июня 2010 года мост стал объектом художественной акции арт-группы «Война». Ее смысл заключался в изображение фаллоса на разводной части моста, таким образом, что после подъема пролета, 65 метровый рисунок оказался напротив здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу. Эта акция была удостоена премией «Инновация» министерства культуры Российской Федерации.