То, что Зеленый мост соединяет острова, в глаза не бросается. Но он это делает, обеспечивая движение транспорта и пешеходов с Казанского на 2-Адмиралтейский остров и обратно. В сознании и тех и других – это полноправная часть Невского проспекта, очень загруженный и ответственный участок городского движения. И так было всегда.Переправа на месте пересечения Невского и Мойки существовала практически с самого рождения города. «Большую першпективную дорогу» начали тянуть с 1710-х. Потребность перебираться через Мойку, название которой в XVIIIвеке звучало немного иначе – «река Мья», тоже существовала сразу. На этом месте всегда была дорога.
Первый деревянный мост «официально» замечет в этом нужном месте в промежутке между 1717 и 1720 годами. Он же служил границей города вплоть до 1726 года. Всё было, как положено: стоял КПП, и собирались проездные подати.
В XVIII веке город активно строился и развивался, а вместе с ним и Невский, а вместе с ним - и мост. Его активно эксплуатировали и активно перестраивали. Во время очередного ремонта в 1735 году мост был впервые выкрашен зеленой краской и получил имя «Зеленого». В то время раскрашивать переправы было частой практикой в Петербурге, с этой точки зрения «Зеленый» мост – это старший брат Синего, Красного и Певческого (бывшего Желтого) мостов.
В 1777 году у моста снова случились важные перемены. Из чисто деревянного он превратился в «трёхпролётный мост балочной системы на каменных опорах с деревянными пролётными строениями». А в начале XIX века стал чугунным.
Русский шотландец Вильям (Василий Иванович) Гесте в 1806 – 1808 годах превратил его в первый в Петербурге чугунный мост. С тех пор переправа обладает пологим сводом, что делает её трудно различимой с проезжей частью Невского проспекта.
Проект Василия Ивановича был скопирован с чертежей конструкции американского инженера Фултона. Мост, однако, удался настолько прочным, изящным и лёгким, что превратился в типовой проект для всех мостов через Мойку. Да, в то время это был уже не «Зелёный», а «Полицейский» мост, что отражало более актуальное положение дел в этой части города.
В XVIII веке рядом располагалась городская полицейская управа. С 1777 года там же жил и главный полицейский столицы – генерал Чичерин. При таком раскладе уже не столь важно, в какой цвет там что выкрашено.
В XIX веке мост продолжали расширять и укреплять, так как поток движения по Невскому тоже расширялся и «тяжелел». При этом мост продолжал оставаться «в тренде» и получал себе всё самое первое в столице и в России. Так, в 1844 году Полицейский мост стал щеголять первыми в стране кубиками асфальта. Тогда еще либеральная газета «Северная пчела» прокомментировала это событие так:
«…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту».
Последним важным событием в жизни моста в дореволюционной России стала прокладка трамвайных путей в 1904 – 1907 годах. Вновь были добавлены новые опоры, на них положены новые метры ширины. С тех пор он имеет с близкие к современным габариты - 39, 8 метров в длину и 38, 7 метров в ширину.
Позаботились и об эстетической стороне конструкции – фасад оформили золочеными деталями с орнаментом. Чугунные фонарные столбы заменили на железные канделябры с позолотой и повесили на них стеклянные фонари шестигранной формы. Фонари эти, как и позолота, сгинули в пламени революции в 1917 году.
В XX веке мосту в принципе уделялось куда меньше внимания. После Революции его, разумеется, переименовали. Целую человеческую жизнь – 80 лет – с 1918 по 1998 год мост назывался «Народным». В день «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года именно на Полицейском мосту были выстроены войска, открывшие огонь по шедшим к Зимнему демонстрантам. Возможно, от того и «Народный».
Но это практически всё, что для моста сделало правительство при Союзе. Капитального ремонта в XX веке не проводилось. В 1938 проложили рубероидную изоляцию и положили асфальт, и в 1961 и 1967 – реставрировали только элементы декора.
Закончим важным для всех жителей и гостей нашего города сообщением: новый капитальный ремонт Зеленого моста обещают уже в этом, 2013 году.
В «Мостотресте» обещают сохранить габариты переправы и вернуть, наконец, всё, что сняли в 1917. Вопрос лишь в том, сколько времени будет закрыт участок на Невском, и сколько времени понадобиться, чтобы его объехать.