Адрес: СПб, Елагин остров
Телефон: +7 (812) 430-0911 (справочная служба)
Как добраться от метро: от станции метро Крестовский остров пешком по ул. Рюхина направо до моста через Среднюю Невку, перейти, 10 минут; от станции метро Старая деревня пешком по ул. Липовой до Приморского шоссе, повернуть направо до моста, 15 минут
Часы работы: ежедневно, с 06:00 до 00:00 — летом, с 06.00 до 23:00 — зимой
Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова - традиционно одно из любимых мест отдыха жителей города. Здесь обнаруживается квинтэссенция петербургских дворцовых и загородных архитектурных традиций, северный морской дух, удобное центральное расположение с изолированным островным статусом и замечательный пример парка в английском стиле.
В XVIII веке островом владело несколько известных дворянских родов, включая Г.А. Потемкина и Г.В. Орлова, однако, название ему дал директор придворного театра Иван Перфильевич Елагин. Это при нем был построен первый каменный дворец, павильоны и, как бы сейчас сказали, инфраструктура для отдыха. Что немаловажно, Елагин сделал разбитый предшественниками парк публичным, то есть доступным для посещения всеми желающими.
Когда в очередной раз это, в те времена считавшееся еще загородным, имение было выставлено на продажу, император Александр I заинтересовался его приобретением для престарелой вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Ее ослабшее здоровье уже не позволяло, как раньше, переносить долгую дорогу до царских резиденций за городом (в Павловске и Гатчине), и потому недалеко расположенный Елагинский остров оказался подходящим вариантом.
Для соответствия оформления царского дворца высокому статусу на должность архитектора был приглашен Карл Росси. Елагинский дворец стал его первым реализованным архитектурным ансамблем. От предыдущего трехэтажного здания решено было оставить лишь прочные стены и фундамент; остальное подверглось полной перестройке. Были достроены Кухонный и Конюшенный корпуса и Оранжерея. Росси талантливо решил задачу органичного включения этих служебных построек в ансамбль дворца - внешне они ничем не выдавали своего сугубо утилитарного назначения. К работам привлекались лучшие мастера в своих областях: скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, мраморщики П. Модерна и П. Трискорни, художники А. Виги, Б. Медичи, С. Тарасов, резчики по камню Н. Опарин, С. Никитин. В работе над дворцовым интерьером Росси сделал особый акцент на дверях: каждая из почти 20 дверей была проработана им с тщанием, которое неизменно вызывало восхищение у самой вдовствующей императрицы и гостей резиденции. В итоге, во дворце не найти двух одинаковых дверей; в погоне за симметрией Росси даже создавал фальшивые проходы.
В изогнутом Кухонном корпусе с внешней стороны были устроены ниши, где находились статуи античных богов, выполненные С. Пименовым. Несмотря на относительно недавнюю их реконструкцию, Аполлона уже успели разбить, но Диана, Церера, Флора, Афина, Юнона и другие пока стоят.
Завершив работы над дворцовым комплексом, Росси спроектировал гранитную пристань и так называемый Павильон под флагом, сохранившиеся до наших дней. По поднятому на флагштоке Андреевскому знамени можно было узнать о пребывании членов императорской семьи во дворце. Французский парк, не менявшийся еще со времен И. Елагина, под руководством Д. Буша был перепланирован в пейзажный по английскому типу. В итоге, заметно изменилась конфигурация острова и уровень почвы. Интересным решением было соединить все пруды между собой протоками и мостами, что дало возможность обогнуть весь остров по периметру на лодке. Впоследствии вид парка претерпел некоторые существенные изменения, однако, общий вид сохранился и дошел до наших дней.
Императорская семья после смерти Марии Федоровны стала пользоваться этой резиденцией намного реже. Возможно, по этой причине на Елагином острове появилась возможность отмечать «народные праздники». Таковым стало ежегодное празднование дня рождения жены Николая I, Александры Федоровны, каждое 1-го июля. Неизменность этой традиции с 1826 года, даже после того, как повод перестал быть актуальным, поддерживалась вплоть до революционного 1917 года.
Сложная, но легко прижившаяся аббревиатура ЦПКиО появилась на свет благодаря Сергею Мироновичу Кирову в 1932 году. В его честь после убийства деятеля парк и стал называться. В здании дворца за короткий межвоенный советский период учреждений сменилось гораздо больше, чем за весь предыдущий царский (тогда она успела побывать еще и министерской дачей): здесь располагался Музей быта, база отдыха, институт растениеводства и т.д. Во время Второй мировой войны один из снарядов вызвал сильный пожар в бывшем дворце, из-за чего он практически сгорел дотла. Восстановления пришлось ждать 20 лет, после чего он вновь был открыт - и на этот раз в статусе музея.
В этом качестве ленинградцы-петербуржцы знают его уже без малого полвека.