Телефон: +7 (812) 314-0456
Как добраться от метро: у станции метро Гостиный двор пересечь Невский пр. и идти пешком по Садовой ул. до конца, Летний сад будет по правую руку, 20 минут
Выходные: вторник, последний понедельник месяца
Часы работы: с 1 мая по 30 сентября: 10:00–21:30; с 1 октября по 31 марта: 10:00–18:00
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
Летний сад расположен в одной из парадных частей набережных левого берега Невы и занимает почти 12 га. Сад был создан в 1704 году по замыслу Петра I и стал парадной резиденцией и лучшим украшением города.
История
Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва сад засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Потому и назвали его Летним садом. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.
Летний сад создавали известные русские и иностранные архитекторы И. Матвеев, М. Земцов, Ж-Б. Леблон, К. Шредер и неизвестные крепостные и свободные люди: землекопы, садовники, художники.
Сад создавался в "регулярном стиле" - вдоль аллей стояли причудливо подстриженные деревья, множество фонтанов украшало парк. Фонтаны Летнего сада были первыми фонтанами в России. В отделке их применялся цветной мрамор, пудожский камень, дерево. В саду звучала музыка органа, приводившегося в действие водой. Помимо множества фонтанов в Летнем саду в петровское время было много других "затей". Это лабиринт, который представлял сложную систему дорожек, окруженных стенами кустов, украшенных 32 фонтанами и множеством скульптур с изображением персонажей басен Эзопа.
Всего на территории Летнего сада находилось более пятидесяти фонтанов. Первоначально водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.
В 1718 году по проекту Ж.Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица).
В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. Также были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них — тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.
В 1771–1784 годах у Летнего сада соорудили ограду (проект Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова), которая стала одним из символов Санкт-Петербурга. Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии. Столбы превращались в колонны каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась тульскими мастерами. Ограда получилась настолько удивительной, что складывалось много легенд, связанных с восхищением ей иностранными гостями Санкт-Петербурга. Одна из них о том, что в 1930-х годах американцы предлагали продать им ограду Летнего сада за сотню новых паровозов.
Летний сад очень страдал от наводнений. Самое разрушительное наводнение было в 1777 году, из-за которого сад потерял фонтанную систему, многие скульптуры были разрушены. 4 апреля 1866 года во время прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866–1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р.А. Кузьмина. В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м её разобрали.
С середины XVIII века Летний сад стал местом прогулок избранной публики. С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны здесь по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей. При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми. С мая 1773 года в Летнем саду стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения.
В 1830-е годы появилась традиция — устраивать в Летнем саде смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века. Николаем I Летний сад был открыт для гуляния только «всем военным и прилично одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад … вообще запретить». Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.
Советская история
После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось. В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет. Летний сад окончательно утратил былую роскошь во время войны.
Новейшая история
В 2009 году Летний сад закрыли на комплексную реконструкцию и капитальный ремонт. В течение следующих трех лет были отреставрированы мраморные скульптуры и пьедесталы, изготовлены копии этих скульптур (теперь в саду установлены именно они, а оригиналы - в хранилищах Русского музея, где они гораздо меньше подвергаются вредным воздействиям), отреставрирована знаменитая чугунная ограда сада, восстановлены восемь фонтанов. Кроме того, огромная работа была проведена и в отношении деревьев: вылечены больные, высажены новые. Были открыты павильоны "Малая оранжерея" и "Голубятня", капитально перестроен Хозяйственный двор, проведены другие работы.
Сад был открыт для публики только три года спустя, в мае 2012. Мнения горожан разделились: реконструкция Летнего сада стала одной из самых популярных тем для дискуссий в интернете. Часть горожан одобрила изменения, другая часть - возмущалась тем, что сад стал выглядеть "новоделом", негодовала по поводу пластиковых статуй и прочих нововведений. Особенное негодование вызвали ограждения вдоль дорожек и новая система охраны (камеры, металлоискатели на входе): видимо, часть общественности возмутило отсутствие возможности безнаказанно распить бутылочку-другую на травке, как раньше (чем еще могут помешать камеры, непонятно).
Впрочем, скорее всего, через несколько лет страсти улягутся и новшества Летнего сада будут восприниматься его неотъемлемой частью.
По европейской моде XV1I-XVIII веков Летний сад был украшен декоративными скульптурами, изображающими античных богов, римских императоров, аллегории добродетелей, стихий, времен года и суток.
До нашего времени дошло 92 мраморных скульптурных произведения петровского времени: статуи, скульптурные группы и бюсты.
Основная их часть приобретена по заказам Петра I его представителями С. Рагузинским и Ю.Кологривовым и доставлена в Санкт-Петербург из Венеции и Рима. Авторы произведений — известные итальянские ваятели Антонио Коррадини, Пьетро Баратта, Джованни Бонацца, Антонио Тарсиа и другие.
В числе первых появились в саду скульптурные портреты польского короля Яна Собеского и его жены Марии Казимиры.
Победе России в Северной войне посвящена группа «Мир и победа» («Ништадтский мир»), изваянная венецианским скульптором Пьетро Баратта по указанию и « программе», составленной Петром I.
Шедевр петровский коллекции - привезенная из Рима античная статуя Венеры. Она стояла в особой
галерее сада на берегу Невы. (Ныне статуя, называемая Венерой Таврической, находится в Государственном Эрмитаже).
Петровская коллекция мраморной скульптуры находилась на открытом воздухе около 300 лет.
В 2009-2010 годах в целях сохранения памятников осуществлено их копирование. Подлинные произведения перемещены в Михайловский замок, а на аллеях сада представлены их копии.
К выполнению проекта были привлечены лучшие российские специалисты по реставрации и копированию каменной скульптуры.
Летний дворец построен архитектором Доменико Трезини между 1710—1712 годами. Пожеланию Петра I здание поставлено так, что его стены с двух сторон омывались водами рек Невы и Фонтанки. С третьей стороны был устроен Гаванец - искусственный бассейн для лодок.
Фасад дворца в 1713 году по проекту выдающегося немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера украшен 29 барельефами на мифологические сюжеты.
В 1719—1720 годах во дворце велись работы, которые придачи внутреннему убранству завершенность.
В ряде помещений дворца сохранились подлинные детали интерьеров того времени: в Верхней и Нижней поварнях - облицовка стен расписными голландскими плитками, вытяжные колпаки над очагами. В кабинете, на первом этаже расположен ветровой прибор — механизм, указывающий время суток, направление и силу ветра.
На лестнице, ведущей на второй этаж - дубовое резное панно и балюстрада. От
первоначального убранства осталось также семь живописных плафонов аллегорического содержания, написанных художником Георгом Гзелем и его учениками.
Украшением дворца является Зеленый кабинет, в котором сохранились деревянные резные панели и лепной камин. При Петре I за стеклами стенных шкафов размещались редкие и курьезные вещицы из коллекции императора.
К началу XIX века дворец сильно обветшал, в 1820-х годах в здании проводился большой ремонт, после чего помещения дворца (по согласованию с Придворной конторой) стали сдавать на летнее время как дачу для высших сановников двора.
В 1934 году Летний сад и Летний дворец Петра I получают статус музея и вступают в новый период своего существования: начинается изучение коллекций музея и подготовка к реставрации сада.
Великая Отечественная война прервала работы по благоустройству памятника.
Все коллекции Летнего дворца были эвакуированы в подвалы Исаакиевского собора, скульптура «захоронена» в земле Летнего сада.
Сам дворец пострадал незначительно: взрывной волной выбиты стекла и повреждена крыша.
В 1947 году Летний дворец и Летний сад были открыты для посетителей.
В 1961-1967 годах под руководством архитектора А. Э. Гессена проведена реставрация Летнего сада.
В 2004 году комплекс памятников Летний сад, Летний дворец и Домик Петра I были переданы в оперативное управление Государственному Русскому музею.
При проведении реставрационных работ на территории Летнего сада а 2009-2011 гг. были раскрыты фрагменты мощения набережной и стенок Гаванца, хорошо сохранившегося в земле и обнаруженные археологическими изысканиями еще в 1970-х годах. Элементы Гаванца отреставрированы и включены в мощение территории перед Летним дворцом Петра I.
В настоящее время Летний дворец требует комплексного научного обследования, включая изучение состояния фундаментов. подземных каналов и инженерных коммуникация. После выполнения проекта реставрации и его согласования музей приступит к его реставрации.