Адрес: СПб, ул. Садовая, д. 2
Как добраться: от станции метро Гостиный двор пешком до Садовой улицы и далее по ней в сторону Невы до Михайловского замка, 15 минут
Знаете ли вы, что памятник Петру Первому у Михайловского замка одобрил сам Петр Первый? Известно ли вам, что это первый конный монумент в России? Вы в курсе, что эта статуя пролежала в «запасниках» почти полвека? Если хотя бы на один из этих вопросов, вы не можете дать положительный ответ, эта статья для вас!
Совершив великие деяния на благо отчества, Петр I не рассчитывал на благодарность от черствых современников, разумно полагая, что если «сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит». Уже после Полтавской виктории, государь замыслил воздвигнуть на месте битвы «пирамиду каменную с изображением персоны нашей в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди желтой...», но из-за многообразных забот томивших русского царя, творческий замысел был отложены на неопределенный срок.
Только в 1716 году в Петербург для создания первого конного монумента России прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Молодой итальянец рьяно принялся оправдывать высокое доверие и уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с лица своего героя гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже. Парижской Королевской Академии надписей и словесности было дано поручение составить приличествующий мемориальный латинский текст для будущего постамента*.
В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла. Россия шла к победоносному завершению Северной войны и новый памятник должен был отражать триумф Империи и ее основателя. В 1724 году новая восковая модель памятника была готова. Как и все барочные монументы, памятник Петру был несколько перегружен деталями. Царь восседал на могучем коне, у ног которого лежала змея, символизирующая Зависть (впоследствии она «перекочевала» к Медному всаднику). В композицию памятника были включены аллегорические фигуры шести добродетелей, статуя Невы, купидоны, земная сфера. Было выбрано и место для памятника – на Васильевском острове на Старой сенатской площади. Как мы видим, и в этом вопросе между монументом Растрелли и Медным всадником прослеживается определенная преемственность.
Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году!
Шли годы, модель памятника пылилась в амбаре. К счастью, в 1741 году после очередного дворцового переворота власть захватила вторая дочь Петра I – Елизавета Петровна. Не имея убедительных прав на русский престол, новая царица использовала каждую возможность, чтобы напомнить верноподданным о своем знаменитом отце.
В 1743 году всеми забытый монумент работы Растрелли был извлечен из мглы амбара на божий свет, дабы свидетельствовать о преемственности правления дочери Петра. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Мода на аллегоризм прошла, и престарелому Бартоломео Карло пришлось в последний раз дорабатывать свое детище. С памятника исчезли барельефы и аллегории, остался лишь лаконичный образ императора-триумфатора.
Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году, но как выяснилось, одиссея монумента была еще далека от своего завершения.
Готовую статую снова поместили на склад Канцелярии строений, где она мирно простояла 15 лет. После кратковременного, но запоминающегося правления Петра Федоровича, на престол вступила Екатерина II. Не имея никаких прав на русский трон, предприимчивая немка сразу же озаботилась памятью покойного императора, но … монумент Растрелли ей не понравился. Вместо него было решено изготовить новый монумент. Им стал знаменитый «Медный всадник». А Петр работы Растрелли был в 1782 году подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.
Эпопея монумента завершилась в 1797 году, когда император Павел I решил пристроить многострадальную статую на берегу Кронштадского канала. Но в 1799 году, Павел изменил свое решение и приказал поставить памятник перед фасадом Михайловского замка. Императора как будто выезжал из ворот императорской резиденции. Постаментом для памятника служил высокий 4-граный пьедестал, украшенный любопытными барельефами «Полтавская баталия» и «Гангутский бой». В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом – Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы. На барельефе «Гангутский бой» информацию о месяце сражения сообщает другой знак зодиака – Лев.
Лаконичное посвящение на лицевой стороне: «Правнук-прадеду», служила своего рода ответом на надпись «Петру I – Екатерина II» на Медном всаднике. Кроме того, она напоминала петербуржцам и гостям города, что Павел Петрович был сыном Петра Федоровича и правнуком Петра Алексеевича, а не сыном Сергея Салтыкова, как говорили злые языки.
К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара».
В 1941 году для сохранности от артобстрелов, горожане сняли статую с пьедестала и закопали ее тут же на площади. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место. В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован.
С памятником Растрелли связаны многочисленные мифы и легенды. Так с начала 90-хх годов существует поверие, что студенты ухватившиеся за пятку карабкающегося в лодку моряка на барельефе «Гангутский бой» не «утонут» на экзамене. Как поется в песне: «в самый жесткий шквал, друг шпагалочку бросал и меня спасал…» Люди мистической складки, утверждают, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, ровно в 3 часа утра, можно увидеть, как он шевелится. Просто так отмахиваться от этого предания тоже нельзя. Автор свидетельствует, что если гулять по Петербургу в компании потребляющей напитки и вещества, к трем часам утра можно увидеть еще и не такие ужасы летящие на крыльях белой ночи. А вот история про то, что Растрелли заменил переднее копыто коня, женской ногой в туфле следует отнести к категории анекдотов: «Ну вы доктор и маньяк!» Во-первых, к радости гей-сообщества, чулки и туфли в XVIII веке носили как женщины, так и мужчины. Во-вторых, при приближении, становится видно, что речь идет все-таки о копыте, слегка утопленном в постамент. В-третьих, когда в 1941 году памятник сняли с постамента, никаких шокирующих открытий не последовали. Впрочем, никто вам не мешает, повеселить друзей этим забавным оптическим эффектом.
• Любопытно, что знаменитую надпись «Петру I – Екатерина II» составил знаменитый матерщинник и поэт, автор «Срамных од» И.С. Барков. По преданию императрица не заплатила стихотворцу за труд, после чего петербуржцы одним прекрасным утром обнаружили на Медном всаднике надпись: «Петру I – Екатерина II. Обещала, но не дала». Надпись на Памятнике Растрелли сочинил сам императора Павел I.