У стен
Александро-Невской Лавры, во дворе музея городской скульптуры, можно увидеть довольно необычный памятник: устремленную к небу бронзовую кисть руки с тонкими и длинными пальцами, обхватившую конструкцию из параллелепипедов. Эта абстрактная композиция высотой почти в три метра носит название «Рука творца» и является подарком Швейцарии к 300-летнему юбилею Петербурга. Какой же «творец» имеется в виду? Конечно, уроженец швейцарского кантона Тичини и первый архитектор Санкт-Петербурга, Доменико Трезини. Потому и место выбрано знаковое – Александро-Невская Лавра строилась по его проекту с 1713 года. Автор скульптуры, Наг Арнольди, пока единственный из швейцарских ваятелей, чье творение нашло пристанище на берегах Невы. Планируется, что со временем рядом со скульптурой Арнольди появятся работы и его соотечественников. Правда, в городе, привыкшему к классическим достопримечательностям, подобные аллегорические ваяния приживаются не сразу – памятник был встречен петербуржцами неоднозначно. Правда, в 2012 году, на радость поклонникам традиционной скульптуры, грядет открытие еще одного памятника Трезини, причем на сей раз обойдется без абстрактных воплощений. Да и место будет более открытое – недалеко от Благовещенского моста, на площади, носящей имя архитектора.
Доменико Трезини (ок.1670-1734) приехал на невские земли из швейцарского города Лугано по приглашению Петра I. Позже он писал Миниху, что служит здесь «с 1703 г, с начала основания Санкт-Петербурга, когда там были только пустоши, леса и вода». Архитектор был прекрасной находкой для Петра: он имел огромный практический опыт как в военном, так и в гражданском строительстве. Свою карьеру в России Трезини начал с проекта Кронштадтской крепости. Далее на протяжении 30 лет он строил в Санкт-Петербурге крепостные и церковные сооружения, дворцы и жилые дома. Первые десять лет Трезини носил статус главного архитектора города, во многом определив облик Петербурга – упорядоченного европейского города, с прямыми улицами и красивыми набережными. Он хотел избежать хаотичности и в жилом строительстве, поэтому предложил проекты трех типов домов – палаты для богатых, средних и простых горожан. По этим образцам начали застраивать жилую часть города. К сожалению, не все творения Трезини дошли до наших времен. А те, что сохранились, и сегодня являются символами города, памятниками архитектуры раннего барокко: Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской крепости, Петропавловской собор, здание Двенадцати коллегий, Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры.
По словам людей, знавших архитектора, он был уравновешенным человеком. Одним из главных свойств Трезини было умение найти подход к царю, стремительному и спонтанному в своих решениях, понять его желания, разобраться в наскоро начерченных им рисунках или чертежах. Жил Трезини уединенно в кругу своей итальянской семьи, ни с кем из русских близко не общался. Прожил чуть больше 60 лет, был погребен в петербургской земле, на кладбище при Сампсониевском соборе. Могила его утеряна, как и могилы других архитекторов, там похороненных.
см:
Ротари П.
Портрет Ф.-Б. Растрелли.
Между 1756 и началом 1762
Холст, масло. 56 х 47
Государственный Русский музей