Адрес: СПб, Загородный пр., д. 1
Как добраться от метро: Дом Дельвига расположен напротив выхода из станции Достоевская.
Небольшой трёхэтажный дом, в котором А. Дельвиг с семьёй прожил с 1829-1831 годы, до самой смерти, сохранился до наших дней почти без изменений. Дом отмечен мемориальной доской. В этом доме собирались и лицейские друзья, и известные поэты – В. Жуковский, П. Вяземский, Н. Гнедич, И. Крылов, Н. Гоголь. Здесь издавалась А. Дельвигом «Литературная газета», альманах «Северные цветы». В отсутствие Дельвига альманах редактировал А. Пушкин.
Глубокие и нежные чувства и общие литературные интересы связывали Пушкина и Дельвига ещё с лицейской поры:
«С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали,
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел…»
Дружба двух поэтов не прерывалась во время долгих разлук. Дельвиг навестил Пушкина в Михайловской ссылке, друзья постоянно переписывались. Одно из писем Пушкину он закончил словами: «Целую крылья твоего Гения, радость моя!».
Женившись, Дельвиг почти сразу поселился на Загородном проспекте. Сначала в доме 9 (дом перестроен), а с 1829 года на Загородном, 1. Наезжая в Петербург, Пушкин всегда бывал у своего товарища. Беседовали друзья обычно в кабинете Дельвига. Брат Антона - Александр – оставил нам такие воспоминания об этих встречах: «Пушкин сидел на диване по-турецки ногами. Дельвиг подле него на кресле, а перед ним на столе лежали бумага и карандаш. Разговоры их нередко перемешивались экспромтами Пушкина, которые Дельвиг немедленно записывал». В письме Софьи Михайловны Дельвиг, адресованном подруге, мы находим следующий отзыв: «Сегодня вечером мы ожидаем его (Пушкина) к себе. Он будет читать свою трагедию «Борис Годунов». Присутствовавший на чтении молодой композитор М.И. Глинка был глубоко потрясён высокой поэзией и истинной народностью трагедии.»
Все знавшие Дельвига высоко ценили его личное обаяние. Тонкий поэтический вкус, глубокое понимание искусства, музыкальная одарённость, которыми обладал Дельвиг, сделали его драгоценным советником, помощником во многих творческих замыслах его друзей. Кружок Дельвига оказал большое влияние на развитие русской литературы этих лет.
Украшением гостиной дома на Загородном проспекте служил портрет А.С. Пушкина, написанный Орестом Кипренским по заказу А. Дельвига. В этой гостиной по средам собирались и лицейские друзья, и литераторы пушкинского круга: В. Жуковский, П. Вяземский, Н. Гнедич, И. Крылов. Молодой композитор М. Глинка охотно бывал в доме Дельвига, играл на фортепиано и пел. Среди гостей можно было встретить и польского поэта Адама Мицкевича. Позднее, вспоминая встречи с русскими друзьями, он признавал, что писатели в России составляют род братства, связанного друг с другом многими узами.
В квартире у Дельвига располагалась и редакция издаваемого им альманаха «Северные цветы», в которые сотрудничали все дружеские поэты литераторы. С 1830 года А. Дельвиг стал издавать «Литературную газету», выходившую раз в пять дней. В отсутствие Дельвига редактировал газету А. Пушкин. «Литературная газета» откликалась на события культурной жизни, давала оценку книжным новинкам, вела острую полемику с реакционной журналистикой. Её сотрудники – литераторы пушкинского круга – пропагандировали идеи гражданской роли писателя, его духовной независимости. Несмотря на запрещение политического отдела Пушкин и Вяземский умели иногда очень искусно обойти запрет. Например, в канун четвёртой годовщины казни декабристов, в газете появилось стихотворение А. Пушкина «Арион», в котором поэт, единомышленник первых русских революционеров, утверждал: «Я песни прежние пою».
За «Литературной газетой» бдительно следили цензура, III отделение и лично шеф жандармов Бенкендорф. Когда в газете появилось переведённое с французского стихотворение, посвящённое памяти жертв июльской революции 1830 года, этого было достаточно, чтобы Бенкендорф вызвал Дельвига к себе. Человек удивительно мягкий и впечатлительный, Дельвиг был потрясён грубостью Бенкендорфа и отстранением от издания газеты. У угнетённому нравственному состоянию присоединилась и простуда. Он серьёзно заболел. Подавленность содействовала развитию болезни. 14 января 1831 года Антон Дельвиг скончался. В ранней кончине Дельвига обвинили Бенкендорфа – таково было всеобщее суждение.
А.С. Пушкин хлопотал о помощи осиротевшей семье друга. На руках у вдовы осталась восьмимесячная дочь. Осиротели и младшие братья Дельвига. В феврале 1831 года П.А. Плетнёв, ведавший тогда денежными делами Пушкина, передал 1000 рублей Софье Михайловне Дельвиг за купленный у неё Пушкиным портрет работы О. Кипренского – что составляло по тем временам немалую сумму.
В тяжёлые периоды утрат А. Пушкина не покидала «особая бодрость духа», читаем у П. Анненкова. «Меня не так-то легко с ног свалить, будь здоров – и постараемся быть живы», - писал Пушкин Плетнёву после получения известия о смерти Дельвига.
Антон Дельвиг был одним из самых сердечных друзей Пушкина. «Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели»,- напишет Пушкин П.А. Плетнёву после безвременной кончины друга в 1831 году:
«И мнится, очередь за мной,
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой.
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
На век от нас ушедший гений».
А. Пушкин вспомнит друга-поэта и в стихотворении «Художнику», написанному в 1836 году после посещения мастерской скульптора Б. Орловского:
«…в толпе молчаливых кумиров
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет;
В тёмной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!»