Адрес: СПб, ул. Колокольная, д. 11
Как добраться от метро: от станции метро Владимирская или Достоевская пешком по Колокольной улице, 5 минут
Колокольная принадлежит к числу тех недлинных улиц Петербурга, которые порой встречаются в городе, проходятся от начала до конца, и уже через некоторое время нам не вспомнить их названия. Она явно находится в тени известности Владимирского собора и улиц, которые соединяет – Марата и Владимирского проспекта. Располагавшиеся здесь некогда сиротский дом и многочисленные доходные здания, конечно, не в состоянии создать заметную репутацию. Даже тот исторический факт, что в здании № 14 в середине XIX века находилась редакция журнала «Современник» и жили ее издатели, Николай Алексеевич Некрасов и Иван Иванович Панаев, едва ли способно что-то серьезно изменить в текущей картине.
Несмотря на сказанное, все равно рекомендуем вам обратить внимание на Колокольную улицу.
Свою прогулку по ней начните от Владимирского проспекта по четной стороне. Перейдя Поварской переулок, повернитесь направо. Дом № 11 на противоположной стороне непременно бросится вам в глаза – и будет трудно сразу оценить все количество мелких деталей, которыми богато его оформление.
В роскошном экстерьере фасада леко угадываются русские мотивы. Декор создается штукатурной отделкой, обнаженной кирпичной кладкой и разноцветными изразцами, отдельными пятнами разбросанными по зданию. Многоцветной керамикой проработаны мельчайшие детали вплоть до кровли на крыше и выходов из чердачного помещения, оформленные портиками и колоннами. К детальному рассмотрению призывают яркие майоликовые вставки балкона и орнамента вокруг окон.
Майолика — это особая разновидность керамики, которая изготавливается из обожжённой глины и покрывается сверху расписной глазурью. Такая техника используется при создании декоративных панно, наличников, изразцов, а также посуды. В некоторых случаях майолика применялась при возведении больших скульптур. Для придания яркого глянца добавляется свинец.
Этой технологии изготовления керамических изделий уже несколько тысяч лет (родина – Египет, Вавилон), она пришла в Средние века из стран Центральной Азии. Появление майолики в Италии обязано испанскому острову Мальорка, по этой причине ей было дано одноименное название. В период расцвета этой техники в XVII веке наиболее известные мастера работали в Урбино, Сиене, Флоренции, Кальтаджироне и других городах Апеннинского полуострова. В России расцвет майоликового производства относится к XVIII веку: завод Гребенщикова в Москве и мастерские в поселке Гжель стали самыми известными центрами производства в стране.
Технику майолики использовали многие русские живописцы Серебряного века: М. Врубель, В. Васнецов, А. Головин – и, например, такие художники, как П. Пикассо, М. Эшер, Ф. Леже.
Стиль, к которому относится дом № 11 на Колокольной улице (построен в 1899-1900 гг.), принято считать неорусским. Это направление в архитектуре получило распространение в конце XIX – начале XX веков и отмечено обращением к мотивам древнерусского зодчества в целях возрождения национальных традиций и своеобразия русской культуры. Отличием от близкого ему «русского» (или «псевдорусского») стиля того же периода служит уход от грубого копирования и даже заимствования элементов в пользу обобщения форм и тонкой стилизации прототипов.
Архитектор этого дома, Николай Никитич Никонов (1849-1918), безусловно, относится к признанным мастерам (нео)русского стиля. И хотя его главной специализацией были культовые (религиозные) здания, в Петербурге сохранилось несколько жилых домов его авторства, выполненные в близкой стилистике. В частности, Н. Никонов проектировал дом № 45 на Большом проспекте Петроградской стороны (Большая Пушкарская улица, дом № 38), собственный доходный дом № 38 на улице Достоевского, Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (Иоанновский монастырь) на набережной реки Карповки, № 45, а также подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря на улице Некрасова, № 31 и др.
Хорошо видно, что фасад дома нуждается в серьезном ремонте и восстановлении. Уже заметно пострадала майоликовая керамика пилястра под балконом, утрачено оформление его нижней части. Более того, в декабре прошлого года в доме произошел сильный пожар, который, к счастью, не затронул центральную часть здания. Витражи, центральная лестница и квартиры, выходящие на Колокольную улицу, не пострадали. Как говорят жильцы, денег у городских властей на восстановления уникального дома, признанного на государственном уровне объектом культурного наследия регионального значения, нет.
У ворот, ведущих во двор, часто можно встретить жителей дома. Если вежливо их попросить, вас пропустят внутрь, и вы сможете рассмотреть в деталях внутреннюю часть дома. Особенно приметна пятиэтажная башня из желтого кирпича, сильно выдающаяся вглубь двора.
Маленькие архитектурные шедевры в Петербурге наподобие дома № 11 на Колокольной улице нередки. Надеемся, после знакомства с ним у вас появится интерес и желание даже во время обычных прогулок внимательно рассматривать мелькающие по сторонам здания – в поисках не замеченного ранее шедевра.
К технике майолики нередко прибегал знаменитый австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер. Пестрая отделка его многочисленных реализованных и нереализованных проектов придает нарядный и крайне необычный вид зданиям. В качестве наглядной иллюстрации майоликовой отделки фасадов приведем пример жилого Дома Хундертвассера в Вене, построенного в середине 80-х годов. Подробную информацию об архитекторе и его проектах можно узнать на сайте.