Телефон: +7 (81363) 135-24, +7 (81363) 490-70.
Стоимость: 50 руб.
Как добраться: С Московского вокзала доехать на электропоезде до станции Волховстрой (город Волхов), а затем на автобусе до Старой Ладоги. На автомобиле надо ехать по трассе М 18, а затем свернуть на шоссе А 115
Время работы: 10:00-18:00
Граничивший в Средние Века с развитыми странами Западной и Северной Европы Северо-Запад России является землей каменных крепостей. Только каменные твердыни могли успешно отражать натиск немецких и шведских рыцарей на русские рубежи.
Первая каменная крепость появилась в Старой Ладоге уже на рубеже IX и X века. В 1970-хх годах археологи нашли сохранившиеся участки стен и четырехугольной башни этого укрепления. В 997 году норвежский ярл Эйрик разрушил первую каменную крепость в Старой Ладоге и в XII века твердыню на Волхове защищали только земляные валы и деревянные стены.
Лишь в 1116 году, ладожский посадник Павел построил новые каменные укрепления города. Материалом для строительства послужил плитняк, который скреплялся известковым раствором. По верху стены шел боевой ход шириной в два метра, а в своем основание, толщина стен достигала 20 метров. В высоту стены достигали 8 метров, еще три с половиной метра добавлял земляной вал.
Эта крепость успешно выдержала шведские осады в 1164 и 1338 годах, но в 1313 году Ладога была взята и сожжена скандинавами.
В XV веке ладожские укрепления были модернизированы. Стены были облицованы плитами и укреплены валунами. Важным новшеством стали пять башен с трехъярусным пушечным боем. Из них до наших дней сохранились дошли только Климентовская и Воротная башни. Раскатная, Стрелочная, Тайничная башни дошли до нас в виде руин.
Спустя сто лет Ладожская крепость была снова перестроена. При царе Федоре Иоанновиче к южной стены было пристроено деревоземляное укрепление бастионного типа. Из крепости к Волхову был прорыт подземный ход.
В 1701 году крепость Старой Ладоги последний раз была под огнем, отражая набеги шведских отрядов. После окончания Северной Войны она утратила военное значение и стала постепенно разрушаться. Только в XX веке власти обратили внимание на этот памятник военной фортификации. Был восстановлен участок стены между Климентовской и Воротной башней. В крепости продолжаются реставрационные работы.