Адрес: СПб, наб. реки Мойки, д. 103
Как добраться от метро: от станций Сенная площадь, Садовая, Спасская до Театральной площади, затем по набережной Крюкова канала до пересечения с Мойкой.
Наземный транспорт: от станции Невский проспект на автобусах № 3, 22, 27, троллейбусе № 22 до остановки «Площадь Труда»; от станций Сенная площадь, Садовая на автобусе № 71.
Новая Голландия – это небольшой остров (площадью 7,8 га), окруженный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Он является единственным искусственно созданным островом в дельте Невы. Создали его в еще 1717 году для постройки складов, где хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. А в 1721 году «Новая Голландия» стала первым в России военным портом.
По одной из версий, название острова произошло от наименования предыдущего склада корабельного леса (места недалеко от Адмиралтейства), которое называли «Голландией». По другой версии Петр I иногда отдыхал на острове, в построенном специально для него деревянном дворце. Окружающая местность ему напоминала Голландию. Поэтому дворец стали именовать «Голландским домиком», а остров получил название «Новая Голландия».
Долгое время он являлся закрытой военной территорией, а сейчас представляет собой большую стройку. До 2006 года прохожие могли разглядеть за деревьями и кустами старые стены из красного кирпича, которыми обнесен остров по периметру, и, конечно, могли лицезреть величественную Арку с тосканскими колоннами, переброшенную над входом в канал, соединяющий озерцо в центре острова (так называемый «ковш») с Мойкой. Внутреннее наполнение острова оставалось для людей, не имеющих особых прав доступа к военной территории, тайной, покрытой мраком. В темное время суток «Новая Голландия» выглядела особенно загадочно. Перейти мостик и оказаться на острове перед стенами, за которыми царила неизвестность, было настоящим приключением.
С 2006 года облик «Новой Голландии» начал стремительно меняться. И хотя снаружи мы видим то же, что и раньше (стены так и стоят, знаменитая Арка никуда не делась), сейчас остров уже нельзя назвать таким уж таинственным. Всё дело в том, что им занялись власти и бизнес. А ведь именно заброшенность острова придавала ему мистический ореол. Кроме того, в прессе уже несколько лет обсуждаются детали проекта реконструкции всего комплекса построек «Новой Голландии» и возведения на нем торговых и бизнес-площадей, а также общественно-делового комплекса. Такое «рассекречивание» не особенно секретных, но всё же закрытых для простых обывателей подробностей о внутренней архитектуре острова, также не способствовало сохранению мистической специфики «Новой Голландии».
Согласно публикациям СМИ, из старинных построек на острове остались исключительно те здания, которые находятся под охраной государства: три лесных склада, тюрьма и кузница. Склады были построены в XVIII веке по проекту Саввы Чевакинского, ему принадлежала идея сушки леса стоймя, а не в штабелях, что позволяло избежать гниения дерева. С 1788 года складами занимался французский архитектор Жанн-Батист Валлен-Деламот, который производил отделку фасадов. Его же идеей было возведение упоминавшейся выше Арки «Новой Голландии». Французский архитектор превратил простые военные помещения в произведения искусства. Теперь эти постройки считаются ценнейшими памятниками раннего классицизма.
Морская тюрьма, кольцеобразное здание на западной стрелке острова, было построено в 1828 году по проекту архитектора Александра Штауберта. Сам автор проекта в своё время назвал строение «Башней», но в народе прижилось другое название – «Бутылка». Говорят, что отсюда пошло выражение «не лезь в бутылку», то есть веди себя осмотрительно, чтобы не попасть в тюрьму.
Кирпичную кузницу выстроили в XIX веке рядом с Морской тюрьмой по проекту военного инженера М.А. Посыпкина.
По замыслу современного британского архитектора Нормана Фостера, старинные склады должны перестроить в элитные гостиницы, апартаменты, магазины, рестораны и музей «Новой Голландии», тюрьму – переделать в театр и офисы, а кузницу – в фойе-вход в Дворец фестивалей, который планируется возвести в центре острова. По проекту Фостера обновленный облик «Новой Голландии» будет включать в себя еще и плавучую сцену, подземный театр, подземную трехуровневую парковку.
Однако в полной мере всем этим задумкам, похоже, не суждено претвориться в жизнь. В связи с финансовым кризисом, организаторы реставрации острова были вынуждены отказаться от реализации дорогого проекта британского архитектора. Зато утвердили концепцию основанного на постройке тех же объектов, но более скромного, решения. Правда, реконструкция, которую планировали закончить в 2010 году, как это часто бывает, затянулась на неопределенный срок.
Так что сейчас «Новая Голландия» завалена стройматериалами и специализированной строительной техникой. Однако, прохожие по-прежнему могут смотреть на те самые старинные стены из красного кирпича, которые столько всего повидали сами и до сих пор закрывают остров от посторонних глаз.