Адрес: СПб, наб. реки Мойки, д. 94
Наземный транспорт: на Сенной площади сесть на маршрутку К124, К186, К222 или К350 и выйти на углу ул. Глинки и наб. реки Мойка, пройти вдоль канала направо.
Юсуповы это один из древнейших аристократических родов России. В родословном свитке, который Юсуповы подали в разрядный приказ в конце XVII века, говорилось, что их фамилия происходит от «Абубекира, правившего после Магомета всем мусульманским родом».
Если же не забегать так далеко, то фамилия Юсуповых происходит средневекового ногайского правителя Юсуфа. Его потомки в XVI веке переселились в Московию и получили в вотчину городок Романов на берегу Волги.
Так сложилось, что на протяжении почти двухсот лет, фамилия Юсуповых балансировала на грани угасания. Начиная с 1696 года, в каждом поколении этой семьи рождался только один сын. Но вместе с тем, это способствовало тому, что фамильное состояние Юсуповых не подвергалось дроблению и неуклонно увеличивалось. В начале XX века, потомки «понаехавшего» мигранта из Средней Азии входили в число богатейших людей Российской империи.
В Петербурге Юсуповым принадлежало несколько зданий. Все хорошо знают Юсуповский особняк на углу Литейного проспекта и улицы Белинского, известный как «Дом Пиковой дамы». Главной же резиденцией клана считался особняк на Мойке, который хорошо известен благодаря трагической смерти Григория Ефимовича Распутина.
История участка, на котором было построено это здание уходит в первые годы существования Петербурга. Тогда здесь находилась усадьба племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны. В 1726 году, царская родственница перебралась в Москву, а имение с прилежащими территориями отошло к лейб-гвардии Семеновскому полку, который стоял здесь до 1742 года. Затем, гвардейцам отвели новую слободу, в окрестностях нынешнего ТЮЗа, а на Мойке обосновался граф Петр Шувалов, для которого был построен роскошный дворец в стиле барокко.
Сын графа, Андрей Петрович Шувалов, продал фамильное гнездо, вместо которого архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот построил трехэтажное здание в виде вытянутой буквы «П». Шувалов поселился в этом дворце только в 1781 году. До этого он проживал за границей. После его смерти, наследники продали особняк в казну.
В 1795 году Екатерина II подарила дворец на Мойке своей фрейлине графине Александре Браницкой, которая владела им до 1830 год. Именно тогда особняк купил племянник графини – Борис Николаевич Юсупов.
5 марта 1830 года за 250 000 рублей дворец купил Борис Николаевич Юсупов — племянник Браницкой, который в 1830–1838 предпринял капитальную реконструкцию дома. Перестройку усадьбы доверили знаменитому архитектору Академии Художеств Андрею Алексеевичу Михайлову. В первую очередь необходимо отметить, что здание увеличилось в размерах. Впоследствии зодчий пристроил трехэтажный корпус с восточной стороны, в бельэтаже которого расположил Банкетный зал. Особого восхищения достойны дворовые флигели, объединенные в целостное здание, залы Картинной галереи и домашний театр. Интерьеры дворца, выполненные в стилистике торжественного русского ампира, отличаются неповторимым великолепием. Возведенные А.А. Михайловым оранжереи, садовый павильон и пейзажный сад, сформировали целостную картину архитектурного ансамбля.
В течение 1840-1860-х годов архитекторы Бернар Симон и Ипполит Монигетти олицетворяли свое творчество в интерьерах Юсуповского дворца. Всевозможные залы воплотили и объединили в себе тенденции неоренессанса, неорококко и неоклассицизма.
Поистине значимым событием в истории дома на Мойке стала модернизация 1890-х годов. Архитектор Александр Степанов реформировал здание Юсуповского дворца в техническом плане:
электрифицировал, оборудовал водяным отоплением, водопроводом и канализацией.
Мастер вдохнул новую жизнь в стилистику интерьеров, освежив Мавританскую гостиную, Дубовую столовую и миниатюрный Домашний театр. В 1910-х годах архитектор А. Белобородов совместно с коллегами (художники: С. Чехонин, В Конашевич, Н. Тырса) оформил апартаменты, дополнив их нотками неоклассицизма с «привкусом» модерна.
Февральский декрет 1919 года, подписанный Г. Зиновьевым и А. Луначарским, ознаменовал национализацию дома на Мойке. 20 сентября 1919 года в его стенах была открыта для посетителей картинная галерея. В 1924 году там же появилась новая экспозиция рассказывающая об убийстве Григория Распутина. До середины 1920-х годов Юсуповский дворец функционировал в качестве музея «дворянского быта», а затем здание было решено приспособить под другие цели. Коллекции дворца были распределены по другим музеям. Многие экспонаты попали в Государственный Эрмитаж.
Спустя некоторое время, старинный особняк передали педагогической интеллигенции города под Дворец культуры работников просвещения. Постепенно Юсуповский дворец стал центром профессионального и творческого общения культурной элиты.
В годы Великой Отечественной войны в доме на Мойке располагался эвакогоспиталь. В 1946 году начали восстанавливать поврежденные в блокаду залы. В начале 1960-х годов Юсуповский дворец приобретает статус памятника истории и культуры федерального значения.
Сохранились парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр и роскошные жилые покои семьи Юсуповых. Из сооружений дворцового комплекса изумляет высокая семиметровая ограда двора, украшенная гармоничной классической колоннадой. Бесценный труд и талант петербургских реставраторов предоставляет необыкновенную возможность окунуться в эпоху аристократического семейства Юсуповых. Несмотря на отсутствие колоритного картинного и скульптурного убранства, Юсуповский дворец производит неизгладимое художественное впечатление.
Твердят газеты без конца Насчёт известного лица.
С известным в обществе лицом Пять лиц сидело за винцом.
Пустил в присутствии лица в лицо лицу заряд свинца.
В.М. Пуришкевич
Бесспорно, что всемирную известность Юсуповский дворец приобрел благодаря произошедшему в его стенах в ночь на 17 декабря 1916 года убийству Григория Ефимовича Распутина, мужика и государственного деятеля эпохи царствования страстотерпца Николая II.
В особняке это событию отведена отдельная экспозиция, находящаяся в левом крыле здания.
Там находились апартамента князя Феликса Юсупова и его жена – Ирины Александровны. Они образовывали так называемую «гарсоньерку» - частную квартиру внутри особняка состоявшую из полукруглой прихожей, столовой, восьмиугольной зеркальной туалетной, кабинета и спальни. Именно это помещение и стало ареной кровавой драмы.
Приглашенный в гости Феликсом Юсуповым, Григорий Ефимович не знал что отправляется в западню. Там его уже ждали убийцы - В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и сам хозяин дома. Дальнейшее развитие событий предвосхитило многие финальные сцены голливудских фильмов ужасов. Распутин был последовательно отравлен пирожными с цианистым калием, застрелен, избит гирей и утоплен. После каждого этапа экзекуции он «воскресал» из мертвых, страшно пугая своих убийц (лучших людей России) пока не был в конце-концов утоплен в Неве.
Надо сказать, что показания медицинского вскрытия тела Распутина совершенно не соответствуют ужасному рассказу. Так в теле покойного не были обнаружены следы яда и признаки утопления. Несчастный погиб от трех револьверных выстрелов. Есть точка зрения, что Распутин пал жертвой заговора английских спецслуб, и настоящим убийцей был английский разведчик Освальд Рейнер.
Если же верить петербургскому фольклору, то перед смертью Распутин был изнасилован и оскоплен Феликсом Юсуповым. В дальнейшем, достоинство Распутина было выставлено в Музее эротики доктора Князькина.
Вместе с тем, следует отметить, что экспозиция Юсуповского дворца воссоздающая место преступления, следует легендарной версии смерти Распутина, изложенной убийцами.
Убийство Распутина не раз экранизировалось в кино. Последний раз образ святого старца был воплощен выдающимся российским актером французского происхождения Жераром Депардье.