Адрес: СПб, Исаакиевская площадь, д. 11.
Как добраться: От станции метро "Адмиралтейская" надо проехать к Исаакиевской площади на троллейбусах 5 или 22.
В архитектурном ансамбле Исаакиевской площади выделяется мрачное, величественное здание облицованное красным финским гранитом, расположенное почти на берегу Мойки. Это бывшая резиденция германского посольства.
До начала XX века участок на котором сегодня стоит этот плод сумрачного тевтонского гения сменил множество владельцев. Первый дом там построил в начале 1740-хх годов некий Н.И. Шестаков. Затем, застройщик продал здание купцу Степанов, Степанов продал дом ассесору Чихачёву, Чихарев передал участок золотых дел мастеру Гебелту и т.д.
В 1815 году архитектор В. П. Стасов построил на этом месте особняк в стиле ампир для супруги коммерции советника Екатерины Яковлевны Бергиной. Это здание тоже переходило из рук в руки, пока в 1873 году его не купило посольство Германской империи. Для нужд дипломатов в доме был пристроен второй этаж, но к началу XX века старый особняк уже не вмещал в себя разросшиеся дипломатические службы.
В 1911 году немцы получили от российского правительства разрешение на строительство новой дипломатической резиденции. Ее проект был разработан немецкими архитекторами Петером Беренсом, В.И. Шене и Людвигом Мис ван дер Роэ. Неудивительно, что здание посольства выделялось на общем фоне городской застройки. Строительные работы за четыре месяца завершила фирма "Бодо Эгесторф и К".
Стоит ли говорить, что петербургская публика восприняло новое здание неоднозначно? Патриоты сравнивали колонны и небольшие балконы с сосисками и пивными кружками. Но больше всего досталось украсившей главный фасад дома скульптурной группе работы Эберхарда Энке: двум мужским фигурам с германскими щитами в руках, ведущими под узду двух коней. Журнал «Зодчий» писал по поводу этих скульптур так:
«Наконец-то убрали леса, закрывающие конную группу на здании Германского посольства, и ею можно любоваться. Группа прекрасная: две лошади рядом, в профиль весьма схожие со знаменитым конём напротив Николаевского вокзала, а спереди... даже похожие и на лошадей; по сторонам две фигуры, изображающие бритых молодых людей жирного телосложения и весьма безучастного вида. Говорили, будто леса долго стояли из-за необходимости сделать у этих фигур некоторые цензурные изменения; судя по тому, что осталось, изменения эти были не очень велики».
Разумеется, что не могла молчать и православная общественность – голые арийцы у Исаакиевского собора оскорбляли чувства верующих…
Все это закончилось крайне печально. С началом Первой мировой войны, в здание ворвалась толпа патриотически настроенных граждан. Толпа убила швейцара, разгромила коллекцию немецкого искусства собранную профессором Энке, а затем дорвалась и до крыши. Немецкий герб был сброшен вниз и утоплен в Мойке. Туда же пытались отправить и бронзовые фигуры, но упала лишь статуя возничего, другая повисла на выступе крыши.
В конечном итоге коней и арицев с крыши сняли рабочие. Фигуры увезли в неизвестном направление и следы их затерялись. Правда городская легенда гласит, что все статуи лежат на дней Мойки и жду своего часа…
После подписания Раппальского договора между Германией и РСФСР в особняк переехало германское консульство. Оно находилось там до начала Великой Отечественной войны и таким образом ленинградцы могли «любоваться» флагом со свастикой в самом центре города на Неве.
В годы блокады дом на Исакиевской площади занимал военный госпиталь. Потом там располагался Институт полупроводников и Гидрографическое управление. С 1970–х годов в нем было устроено Ленинградское отделение «Интуриста».
Сегодня в здание бывшего германского посольства находятся организации Управления Президента по Северо – Западному федеральному округу.