На канал можно выйти из станции метро "Невский проспект"
Одна из самых известных петербургских водных магистралей ведет свою историю от маленькой и извилистой речки, которая называлась Кривуша. Эту речки питали воды болота, расположенного на месте нынешней площади Искусств.
В 1710-хх годах, через Кривушу перекинули первый мост. Он находился на трассе Большой першпективы, будущего Невского проспекта. Но застройка окрестностей реки началась только в 1737 году, когда участки вдоль правого берега стали выдавать служащим морского ведомства. Новые домовладельцы должны были обустраивать участки берега Кривуши, на которых стояли их дома. Примечательно, что царские указы запрещали при этом вырубать, дуб, клен и липу. Если же они находились на месте стройки, то их надо было корчевать и пересаживать.
В 1737 году Кривушу соединили каналом с Мойкой. Этот участок был назван Конюшенным каналом. Благодаря каналу, удалось осушить соседние территории и начать на них строительство зданий конюшенного ведомства. На первых этажах этих домов находились конюшни, а на вторых – квартиры служащих. Так же в районе современного переулка Гривцова, у берега Кривуши были построены деревянные торговые ряды и склады. В 1750-ее годы они были заменены на каменные здания.
Уже при императрице Елизавете, инженер Илларион Матвеевич Кутузов, отец известного полководца, предложил выпрямить берега Кривуши и облицевать их гранитом, составив документ «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнений». Это проект тогда не был реализован, но к нему вернулись при Екатерине II.
7 мая 1764 года императрица подписала распоряжения об очистке русла Кривуше, без выпрямления русла реки. Фактическим руководителем работы был граф Захар Чернышев. На время строительных работ, был перекрыт Невский проспект, а горожанам пришлось пересекать речку по временному мосту за Казанским собором. Это породило массу недоброжелательных отзывов о строительстве, которое якобы ведется «не по уму».
«Не умное» строительство продолжалось 25 лет. 2 июня 1766 года Кривуша была торжественно переименована в Екатерининский канал. Русло нового канала было разбито на пять участков, для скорейшего завершения работ. В ходе работ по превращению Кривуши в пафосный канал, через водную магистраль было переброшено несколько мостов: Казанский, Мало-Калинкин, Пикалов и Аларчин. Основные работы по благоустройству были закончены к 1790 ому году. Берега канала были облицованы тесаным камнем. Сверху шла чугунная решетка. Кое-где в решетке были устроены створки для сбрасывания снега.
После этого, были осушены многие заболоченные земли, прилегающие территории стали меньше страдать от наводнений. Набережная Екатерининского канала начинает застраиваться общественными и торговыми зданиями, жилыми домами. Здесь появляются Ассигнационный банк, Никольский рынок, долговая тюрьма.
К середине XIX века Екатерининский канал стал вызывать раздражение у многих петербуржцев. Основная проблема была связана с его загрязнением – в канал сливали канализационные стоки из соседних домов. В 1869 группа инициативных граждан даже создало акционерное общество по засыпке канала. На его месте предполагалось проложить проспект имени императора Александра II, с путями для конок и бульваром для прогулок граждан. В районе Невского проспекта, новая магистраль должна была быть украшена фонтанами, скамейками и бюстами всех великих князей, царей и императоров. За это акционеры просили для себя: 1) безвозмездной уступки всех материалов полученных от разборки набережных и мостов; 2) передачи права 50-летней эксплуатации конно-железной дороги вдоль проспекта Александра II. 3) Переноса Банковского моста к Царицыну Лугу и Никольского моста на Крюков канал.
Долгая дискуссия по этому проекту закончилась тем, что 31 марта 1872 года он был единогласно отвергнут городской думой.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала был взорван императора Александр II, что повлекло строительство на месте цареубийства храма Спаса-на-Крови. Территория вокруг него была вымощена деревянными шашечками, торцами, тогда, как остальная набережная мостилась булыжником.
В 1904 году была предпринята очередная попытка засыпать канал. Теперь по его территории запланировали устройство трамвайного маршрута. Но и в этот раз Городская дума отвергла этот проект. По легенде, стихи в защиту канала написала известная поэтесса и писательница сатирик Тэффи. Ее вирши попались на глаза Николая II, большого поклонника творчества Тэффи, и каналу был дан еще один шанс.
После революции, в 1923 году, канал был переименован в канал Грибоедова. В советское время через него было построено несколько пешеходных мостов, под которыми пустили трубы теплопровода. Были реконструированы и старые деревянные мосты.
А в начале 2000-х годов на участке от Невского проспекта до Мойки, вдоль берега канала Грибоедова, была устроена прогулочная зона.