География: канал берет начало в районе Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку у Мало-Калинкина моста.
Длина: 5 км.
Через канал проложен 21 мост.
География: канал берет начало в районе Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку у Мало-Калинкина моста.
Длина – 5 км.
Через канал проложен 21 мост.
Неширокий, извилистый, с необыкновенно живописными изгибами и поворотами, канал Грибоедова – идеальное место для романтических прогулок. Он очень разный – парадные, нарядные и многолюдные отрезки сменяются тихими участками, куда редко ступает нога туриста. Здесь можно бродить часами, любуясь фасадами домов, мостиками, набережными и отражением деревьев в тихой, почти неподвижной воде. На такую прогулку я вас сегодня и приглашаю.
Канал Грибоедова начинается с одного из самых известных храмов Петербурга – Спаса на крови. Непохожий на всю окружающую архитектуру, в древнерусском стиле, с мозаичными фресками, напоминающий собор Василия Блаженного храм стоит поперек канала, как бы перекрывая его. Собор построен на месте убийства Александра II (отсюда и название «на крови»): террористы-народовольцы бросили в его карету две бомбы, вторая из которых достигла цели. Городские легенды гласят, что на мостике напротив храма каждый год 1 марта до сих пор появляется призрак Софьи Перовской, подает белым платочком сигнал к метанию бомбы.
Вот как пишет об архитектуре Спаса-на-Крови Лев Лурье: «Церковь Воскресения Господня, известная как Спас на Крови - удивительное для Петербурга сооружение, своеобразная архитектурная хрестоматия по русскому зодчеству XVII века. Архитектор А.А.Парланд работал по технике, похожей на конструктор Lego: что-то взято из ярославских Коровников, что-то из храма Василия Блаженного, одни элементы позаимствованы в Костроме, другие - в Ростове Великом. Как и все славянофилы, Александр III с подозрением относился к петровскому перевороту и полагал, что своего настоящего величия Россия достигла при царе Алексее Михайловиче. Отсюда и заказ на архитектуру того времени.
За четверть века, что строился собор, архитектурные вкусы успели измениться. Поэтому сооружение, задуманное с соблюдением всех эстетических норм эклектики, испытало влияние ар нуво, особенно в интерьерах, которые делались позже. На фоне классицистического и западнического Петербурга Спас на Крови выглядит совершенно нелепо. Мирискусники его ненавидели, а Александр Бенуа стыдливо сочувствовал большевикам, задумывавшим взорвать это сооружение. Однако с течением времени к древнерусскому узорочью бок о бок с Росси как-то привыкли».
Следующая остановка – дом №9, построенный в начале XIX века (сейчас в нем располагается музей-квартира М.Зощенко). Дом строили архитекторы Л. Руска и В.П. Стасов. В конце XIX века здесь жили музыканты Придворного оркестра, и по субботам прямо в доме проходили генеральные репетиции, а также «Оркестровые собрания музыкальных новостей», где игрались новинки отечественных и зарубежных композиторов. Там же работал один из лучших в Европе музей музыкальных инструментов, коллекция которого впоследствии была передана Эрмитажу, а теперь составляет основу коллекции музея музыки в Шереметьевском дворце.
В тридцатые дом решено было надстроить дом, чтобы в верхних этажах поселить ленинградских писателей. В одной из газет появилась даже карикатура – писательский дом через 50 лет, увешанный мемориальными досками. И не без оснований: в доме жили Н. Заболоцкий, Вс. Рождественский. Е. Шварц, Ю. Герман. Михаил Зощенко переехал в дом в 1934 году и впоследствии неоднократно менял квартиры на все более скромные. И если в 1934-м он, во времена расцвета своей славы и успеха, он занимал самую большую и благоустроенную квартиру в доме, пятикомнатную, №122, то окончил свои дни в двухкомнатной квартире №199 – именно в этой квартире, где Зощенко прожил с 1955-го по 1958-й, и устроен сегодня музей. Он уникален тем, что все вещи здесь подлинные, обстановка восстановлена с детальной точностью (а этим могут похвастаться очень немногие мемориальные квартиры).
Вскоре после Спаса на Крови канал можно пересечь по Итальянскому пешеходному мосту (когда-то он был назван в честь Итальянского дворца Екатерины I, но сейчас о дворце и усадьбе напоминают только мостик и одноименная улица). История моста довольно интересна: в 1896 году инженер Л.Н. Колпицын по собственной инициативе и на свои деньги построил вместо бывшей здесь лодочной переправы деревянный мост. Инженер собирался брать с каждого проходящего по мосту по копейке и тем самым окупить собственные затраты на постройку (которые составляли 3500 рублей – не смейтесь, довольно серьезная по тем временам сумма). Но так как строительство Колпицын начал без одобрения Городской управы, заработать не удалось. Пришлось инженеру смириться и сделать хорошую мину при плохой игре – «подарить» мост городу.
Трехэтажное здание с портиком рядом с мостом – Дом ордена иезуитов. В первые 10 лет существования (с 1805 года) здесь размещалось престижное закрытое учебное заведение, где учился цвет отечественной аристократии – Голицыны, Вяземские, Строгановы, Одоевские, Шуваловы (примечательно, что заведение «вскормило» с десяток, если не больше, будущих декабристов). После того как в 1815 году иезуитов изгнали из Петербурга, пансион был закрыт, а в здании заработал Военно-сиротский дом, который впоследствии переоборудовали и сделали жилым.
Напротив, на другой стороне канала – дом №13, здание Общества взаимного кредита. Автором проекта стал П.Ю. Сюзор – один из самых модных петербургских архитекторов конца XIX века. Дом – впервые в России – полностью был построен из несгораемых материалов: при сооружении перекрытий использовались только металлические балки и бетонные стены, которые облицовывались камнем и штукатурились. Банковское здание было обеспечено не только лифтами, канализацией, электричеством и водопроводом, но и сигнализацией (еще одно немыслимое для тех времен новшество). Купол здания украсила скульптурная группа: женская фигура Славы России, Нептун, Меркурий и фигура Славы (авторы скульптур - Опекушин и Иенсен). На нижнем этаже здания разместилось первое в России помещение для несгораемых сейфов – гранитная кладовая. На втором этаже, куда ведет парадная лестница, располагался громадный операционный зал, удивительно роскошный. За годы существования здание не раз меняло назначение, но сейчас все вернулось на круги своя – в здании по-прежнему банк.
На пересечении с Невским наше внимание сразу же привлечет высокий дом со стеклянной башней – Дом компании Зингер. Фирма «Зингер» собиралась построить для своего офиса первый в Петербурге небоскреб, но из-за правил высотного регламента (выше Зимнего дворца в центре строить было нельзя) проект не удалось воплотить. Архитектор Павел Сюзор «компенсировал» недостаток этажей башней с огромным стеклянным глобусом. Дом, ставший самым ярким примером русского модерна в Петербурге, в свое время вызывал много споров – находилось немало людей, считавших его отвратительно вульгарным. Сейчас же без Дома Зингера уже невозможно представить себе Невский.
Вот уже почти сто лет в Доме Зингера расположен старейший и крупнейший в Петербурге Дом книги, а на верхних этажах находятся ведущие издательства (а еще офис одной известной социальной сети). В Дом книги обязательно стоит заглянуть – полистать книги, которых здесь невероятное количество, и выпить кофе в панорамном кафе с видом на Невский.
Переходим Невский и оказываемся перед Казанским собором - кафедральным собором Петербургской епархии. Собор был построен в начале XIX века и по желанию императора Павла I (который, впрочем, не дожил не только до окончания строительства, но даже до начала) очень похож на собор св. Петра в Риме. Знаменитая колоннада собора, состоящая из 96 колонн, призвана была решить проблему, с которой сталкивались все архитекторы, строившие православные храмы на Невском. Дело в том, что проспект тянется с запада на восток, а по православным канонам алтарь храма должен быть тоже на востоке. Соответственно, храм не мог быть «развернут» к Невскому, но благодаря колоннаде скульптору Воронихину удалось сделать боковой фасад «парадным». Кстати, точно такая же колоннада должна была украшать собор с юга, но это так и не было осуществлено (да и внешняя отделка здания, оказывается, закончена не в полной мере – что не делает Казанский собор менее прекрасным).
Напротив Казанского собора, на четной стороне – дом №26, Малый Гостиный двор, историческое здание работы Джакомо Кваренги. Фасады здания выходят сразу на три улицы: ул. Ломоносова, ул. Думскую и набережную канала Грибоедова. Здание было построено еще в 1790 году и изначально проектировалось под торговое назначение; силуэтом Малый Гостиный двор должен был копировать находящийся по соседству Большой Гостиный двор.
Малый Гостиный двор имел свою специализацию – здесь торговали в основном мебелью. Поэтому торговля велась исключительно днем, свечи использовать строжайше запрещалось – мебель слишком легко могла загореться вместе со зданием. Торговля велась оптом и в розницу, товар отпускали на складах, находящихся во внутреннем дворе.
Сейчас здание Малого гостиного двора находится в довольно плачевном состоянии и славится огромным количеством злачных мест («Фидель», «Белград», «Улитка», «Дача», «BarBara», «Quarenghi Bar» и еще несколько). Правда, в основном эти заведения находятся на улицах Думской и Ломоносова; фасад же, выходящий на канал, богат на фастфуд и кофейни – они занимают практически весь первый этаж здания.
Пока мы проходим мимо Казанского собора, издалека виднеется мостик с огромными золотыми грифонами – Банковский мост. Это один из трех сохранившихся до настоящего времени в Петербурге висячих мостов; он был построен еще в 1825 году у входа в Ассигнационный банк. Грифоны, выполненные скульптором Петром Соколовым (он же – создатель львов на еще одном мостике через канал Грибоедова, но об этом позже), согласно древнегреческой мифологии обладают способностью надежно охранять клады, поэтому возле здания банка им было самое место. Кстати, сами грифоны тоже являются своего рода «кладом» - их крылья сделаны из меди и позолочены, и поэтому скульптуры периодически становятся жертвами вандалов и «охотников за кладами».
Знаменит Банковский мост, впрочем, не только грифонами, но и уникальной ажурной решеткой ограждений моста – в форме вееров и пальмовых листьев. Оригинальная решетка, правда, была утрачена еще в конце XIX века, и потом мост полвека «украшали» простые перила, но в 1952 году решетку восстановили по сохранившимся старинным чертежам.
До 1923 года канал Грибоедова назывался Екатерининским – именно под этим именем он фигурирует в произведениях русских классиков (например, Достоевского, особенно часто упоминавший «канаву» и даже поселивший на ее берегах нескольких героев своих книг). Инициатором создания канала стал отец Кутузова, Илларион Матвеевич, представивший императрице Елизавете проект «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от погибельных последствий наводнения» (тогда Нева разливалась постоянно, и проблема была более чем актуальной). Канал, проложенный на основе речки Кривуши, строили с 1764 по 1790 годы, уже при Екатерине II (отсюда и старое название); Кутузов получил за него осыпанную бриллиантами табакерку.
Правда, вскоре выяснилось, что канал от наводнений никак не спасает. С тех пор его неоднократно пытались засыпать. Да что только ни задумывалось сделать с каналом! Предлагали засыпать его и устроить на этом месте проспект с бюстами членов семьи Романовых (при этом все мосты, кроме Банковского и Львиного, подлежали уничтожению), построить в ложбинке канала электрическую железную дорогу, заключить канал в трубу… Но, к счастью, всего этого не произошло, и теперь без канала Грибоедова уже сложно представить себе Петербург.
А рядом с Банковским мостиком можно увидеть и сам Ассигнационный банк (правда, сейчас это совсем не банк, а университет экономики и финансов). Когда-то на этом месте находился Морской рынок, но он сгорел еще в конце XVIII века, и вместо него Джакомо Кваренги по повелению Екатерины II построил Ассигнационный банк (это, кстати, была его первая работа в Петербурге). Главный корпус был собственно банком; одноэтажные галереи соединяли его с боковыми корпусами, где хранились деньги. Монеты в кладовые доставлялись из Монетного двора Петропавловской крепости на баржах прямо по каналу. Что касается ассигнаций, выпуск которых только-только налаживался в России, то в первые годы их производили прямо здесь. Здесь же, во дворах, публично сжигали отслужившие свое купюры – и это было любимым шоу окрестных обывателей.
Еще один примечательный мостик на нашем пути – Демидов. Свое имя мост получил по фамилии знаменитых горнозаводчиков Демидовых, чей земельный участок находился неподалеку. Мост, казалось бы, довольно неприметен – его не украшают ни львы, ни грифоны – но обратите внимание на решетку. Эта решетка, с орнаментом в виде пальметт, считается поистине шедевром художественного литья.
Продолжение следует…