Адрес: СПб, Стрельна, Березовая аллея, д. 3
Телефон: +7(812)438-5360
Стоимость: 300 руб., льготный билет 200 руб.
Как добраться: от станции метро "Автово" на автобусе 200, 210, на трамвае 36 и маршрутных такси 300, 424, 424-а.
Время работы: 10:00-18:00, выходной день среда
В 1682 году во Франции появилась королевская резиденция «нового типа», имя которой стало нарицательным. Речь идет о Версальском дворце. Этот дворец должен был служить наглядным выражением, величия государства, центром политической жизни страны и местом пребывания двора. После триумфа Версаля, все европейские правители стали спешно возводить роскошные резиденции, стремясь затмить славу дворца французского короля.
Не осталось в стороне от этой гонки по возведению дворцов и «Россия молодая». Петру хотелось иметь собственный Версаль с фонтанами и фрейлинами. 26 мая 1710 года царь «изволил по плану рассматривать места палатному строению, садам и паркам». Речь шла о проекте выполненным итальянским архитектором Себастьяном Чиприани, который в дальнейшем был признан слишком сложным.
Пять лет спустя к проектированию главного дворцово-паркового комплекса России были привлечены архитекторы Ж.-Б. Леблоном и Карло Бартоломео Растрелли. Из двух предложенных проектов, Петр предпочел вариант выполненный Леблоном, но вскоре французский архитектор пал жертвой интриг Меньшикова и по легенде был забит Петром насмерть. Работы по строительству двора были продолжены итальянцем Николо Микетти. Им же был спроектирован и нынешний Константиновский дворец, заложенный 22 июня 1720 года. Любопытно, что работы начались в роковую дату для отечественной истории – 22 июня. Может быть это мистическое число и определило нелегкую дальнейшую судьбу дворца?
Местом для строительства была выбрана Стрельна, местечко но южном берегу Финского залива. Новгородские писцовые книги упоминали о деревне Стрельна «на реце Стрельне у моря». В 1617 году поселение по результатом Столбовского мира перешло к Швеции. Лишь после 1703 года Стрельнинская мыза перешла к России. Петр I часто останавливался в ней путешествуя из Петербурга в Кронштадт.
Как это не раз бывало в Петровское время, энергично начатые строительные работы не были продуманы до конца. В разгар строительства внезапно выяснились, что для функционирования фонтанов в Стрельне необходимо поднять воду до отметки 10 метров над уровнем моря, что привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки.
Ландшафтные и гидротехнические работы призванные решить эту проблему стоили огромных денег, а к западу от Стрельны находился Петергоф с идеальным ландшафтом для круглосуточного поступления воды. В конце-концов инженер-гидротехник Б.-Х. Миних убедил Петра I, что Стерльна не подходит для водных фиерий». К 1730-ому году все строительные работы на этом месте окончательно прекратились. Архитектор Николо Микетти, уехав в 1723 году в Италию за скульптурами, и в Россию больше не вернулся. Лишь в 1970-х годах XX века в римских архивах были найдены чертежи Дворца в Стрельне. Из-за того что итальянский архитектор увез с собой проект, историки архитектуры 250 лет не могли точно сказать, кто является автором проекта Константиновского дворца: Леблон, Микетти или К. Растрелли. Сам дворец накрыт временной кровлей, окна и двери забиты досками.
Полузаброшенный и недостроенный дворец в Стрельне продолжал оставаться императорской резиденцией. В 1750 –хх года по поручению императрицы Елизаветы Петровны, Франческо Бартоломео Растрелли предпринял попытку перестройки дворца в Стрельне. В частности им была построена большая парадная лестница в восточном флигеле дворца. Любопытно, что Растрелли использовал кирпичи необычно больших размеров, привезённые со стройки рундальского дворца в Курляндии. Но в очередной раз работы не были доведены до конца.
С 1797 года Стрельнский дворец утратил статус императорской резиденции, после того как Павел I передал его своему сыну – Константину. Теперь у дворцово-паркового ансамбля появился постоянный владелец. Сам дворец отныне стали называть Константиновским. По приказу Константина Павловича А.Н. Воронихин оформил интерьеры в античном стиле. Новые изменения были внесены после пожара 1803 года – был надстроен бельведер, а в бельэтаже появилась парадная анфилада. Отделочные работы были выполнены художниками Ф. А. Щербаковым и Дж. Феррари.
При Константине Павловиче, Стрельна была штаб-квартирой лейб-гвардии уланского полка. Здесь же находились, конюшни, гауптвахта, арсенал и лазарет. Подлинный рассвет дворца начался после того, как его унаследовал второй сын великого князя - Константин Константинович.
Формально, до 1848 года, Константиновский дворец относился к департаменту уделов. Лишь после брака Константина Константиновича с принцессой Саксен-Альтенбургской (Александрой Иосифовной) дворец перешел в собственность нового великого князя. К приезду молодых, А. Штакеншнейдер и Х. Мейер перестроили Нижний дворцовый парк, произведя реставрацию гротов и построив Конюшенный двор.
Константин Константинович владел Стельной сорок три года. После его смерти, дворец унаследовала его вдова великая княгиня Александра Иосифовна. Во дворец так же находились и личные покои вдовствующей греческой королевы Ольги Константиновны, которая после убийства мужа жила в России. Последним владельцем Константиновского дворца был младший сын Константина Константиновича – Дмитрий Константинович.
После революции ценности Константиновского дворца были распределены по разным музеям. Около десяти лет здание простояло в запустении. Лишь в начале 1930-хх годов в нем была устроена детская трудовая колония, а затем – санаторий.
В годы Великой Отечественной войны Константиновский дворец был почти полностью разрушен. От него остался один остов. Сгорела и старинная Спасо-Преображенская церковь. В Стрельне шел бой десанта Балтийского флота.
В 1949 году Константиновский дворец был восстановлен по старым чертежам архитекторами А. Корягиным и Ф. Олейником. Теперь здесь находились геофизическое и радиотехническое отделения, а также библиотека и военно-морская кафедра Ленинградского Арктического Училища.
После закрытия училища в начале 1990-хх здание Константиновского дворца оказалось заброшенным и стало быстро разрушаться. Руины стали прибежищем бомжей и наркоманов. По легенде во дворце даже обосновалась знаменитая секта «Аум Синрекё» и сатанисты, которые служили там черные мессы.
Казалось, воссоздать Константиновский дворец в очередной раз будет невозможно, но в 2000 году дворцово-парковый ансамбль перешел в управление администрации Президента. Патронаж над проектом взял на себя второй президент России – Владимир Путин. За полтора года были воссозданы фасады и интерьеры дворца. Реставраторы восстановили покои князей, музыкальный салон, кабинет, в котором князь Константин Константинович сочинял стихи под псевдонимом К.Р – Константин Романов. Перед южным фасадом был установлен памятник Петру I.
Так же были воплощены в жизни замыслы архитекторов, которые существовали только в проекте, но так и не были реализованы: были построены мосты и фонтаны замысленные при Петре I.
Отныне Константиновский дворец стал государственным комплексом: «Дворцом конгрессов». В нем стали проводится торжественные официальные мероприятия, приемы высоких гостей, конференции, светские рауты. Но в обычнее дни дворец и парк в Стрельне принимают и простых посетителей.
Во дворце действуют две постоянные выставки. Одна из них посвящено истории отечественного флота. Ведь великий князь Константин Константинович в течение долгого времени был командующим российского флота, занимаясь его восстановлением после Крымской войны. В Стрельне представлены привезенные из Военно-морского музея модели кораблей и знамена, картины морской тематики и мундиры различных эпох.
Еще одна экспозиция повествует о российских гербах, знаменах, знаках отличия и наградах.
В 2007 году во дворце разместились коллекции произведений искусств собранные Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. Их выкупил и подарил государству известный меценат Алишер Усманов. Среди ее экспонатов картины Николая Рериха и Карла Брюллова, Валентина Серова и Ильи Репина, Ивана Билибина и Александра Бенуа. Так же имеются и изделия Императорского фарфорового завода: знаменитый Орловский сервис и фарфоровая табакерка в золотой оправе, преподнесенные Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову.
Так же в коллекциях Стрельны имеется собрание графики Лобановых-Ростовских купленная в 2008 года за 16 млн долларов. Коллекция включает в себя 810 графических листов.