Адрес: Ленинградская область, Выборгский район
Как добраться: если ехать из Рощино, то следует в центре города свернуть налево к плотине и продолжать около 15 минут по трассе на Лебяжье. Памятник будет у дороги с правой стороны.
К ноябрю 1941 года финские войска на Карельском перешейке пересекли старую советско-финскую границу и стали готовиться к обороне. Все тяготы по дальнейшему штурму Ленинграда были переложены ими на немецких союзников.
6 ноября 1941 года финским маршалом К.Г. Маннергеймом был подписан приказ о строительстве на Карельском перешейке оборонительной линии Vammelsuu-Taipale (Серово-Соловьево), или сокращенно VT. В советских источниках эта линия часто называлась «Карельский вал».
Работы по укреплению линии VT продолжались до советского наступления 1944 года. Кое-где в лесах еще можно найти котлованы под ДОСы, окаменевшие мешки с цементом и арматуру. Но в целом к 1944 году, финны смогли возвести большинство задуманных укреплений.
На линии VT было построено более 800 долговременных укреплений. Для проведения строительных работ, была проложена специальная узкоколейка, для доставки стройматериалов. Вместе с тем, на «Карельском валу» не было дорогостоящих, многоэтажных бункеров-«миллионеров». Как правило, речь шла о более скромных конструкциях.
От западного к восточному берегу Карельского перешейка протянулась линия траншей. На всем ее протяжение были устроены шарообразные бетонные укрытия на 15-20 человек и стальные колпаки под позиции пулеметчиков. Траншеи были прикрыты 2-3-рядными проволочными заграждениями на деревянных столбах и 2-4 рядами противотанковых надолбов. В качестве последних служили глыбы гранита высотой до 1.5. метра. Для маскировки они устанавливались в неглубоких рвах.
Все позиции «Карельского вала» хорошо маскировались. Подступы к укреплениям прикрывали минные поля.
Вместе с тем, линия VT имела и существенные недостатки. Как и «линия Маннергейма» она была слабо снабжена противотанковыми средствами. Как выяснились в дальнейшем, гранитные и бетонные надолбы легко обнаруживались и так же легко ликвидировались. Одна линия окопов, не оставляла оборонявшимся в случае прорыва никаких шансов на продолжение сопротивления.
9 июня 1944 года советские войска начали операцию по прорыву линии VT. Финны были застигнуты врасплох и подавлены огнем 7500 орудий и миномётов. Кроме того, командование Красной армии извлекло достаточно опыта из предшествующих боев с финнами. 12 июня советские войска вышли к Карельскому валу в районе Kivennapa (Первомайское) и Siiranmäki. 14 июня линия VT была прорвана в районе Kuuterselkä (Лебяжье) - Sahakylä (Мухино - ж/д на Выборг). Попытки финских войск контратаковать и задержаить советское наступление успеха не имели.
17 июня силы РККА находились уже у тыловой полосы обороны Карельского вала у бывшей Линии Маннергейма. Финские войска спешно отходили с позиций, на возведение которых он потратили три года.
После войны все сооружения линии VT были взорваны советскими сапёрами. Сегодня все труднее и труднее найти в лесах полузаросшие окопы, надолбы, остатки взорванных бетонных бункеров.