Адрес: СПб, пл. Искусств, д. 1, Телефон: +7 (812) 595-4305
Как добраться от метро: от станции метро Невский проспект / Гостиный двор пешком к Площади Искусств, 5 минут
«Солисты бесконечно преданы своему делу, вы будете смотреть на них широко раскрытыми глазами - они стали подлинной сенсацией…» - в таком ключе английские критики отзывались об увиденном на гастролях Михайловского театра в Лондоне несколько лет назад. Театр в последние годы испытывает серьезный подъем и радует ценителей балета и оперы своими постановками, но так было далеко не всегда.
На протяжении всего 19 века Императорский Михайловский театр, учрежденный по указу Николая I в 1833 году, оставался в тени Александринского и Мариинского театров. Не имея собственной труппы, он долгое время был вотчинной французских и немецких актеров. Неудивительно поэтому, что, помимо официального, в ходу у театра были и другие характерные названия: «Theatre Michel» или «Michael-Theater». Тем не менее, в занятой им нише театр ценился высоко и ставился в один ряд с лучшими французскими образцами. По этой причине постановки на Площади Искусств пользовались большим успехом в Петербурге и их нередко посещали члены Императорской семьи.
1917-й год круто изменил историю всех учреждений в Петербурге. Перемены не обошли стороной и Михайловский театр. В последующие годы он неоднократно раз менял название, будучи даже государственным академическим театром комической оперы, пока окончательно не обрел свое имя в 1926, став на долгие годы Ленинградским академическим Малым оперным театром. Наконец получив собственную труппу, составленную из российских исполнителей, театр обратился к современному материалу. Именно в Михайловском театре были впервые поставлены оперы Дмитрия Шостаковича «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», «Война и мир» Сергея Прокофьева и «Пиковая дама» в режиссуре Всеволода Мейерхольда. Однако сильной стороной репертуара Михайловского всегда была его классическая оперная программа, включающая «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, «Золотого петушка» и «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина.
С утверждением Владимира Кехмана на посту директора в 2007 году в Михайловском театре начались масштабные обновления. Благодаря им петербуржцы и гости города сегодня могут в полной мере насладиться отремонтированными помещениями и целиком отреставрированным куполом зала кисти итальянского художника Джованни Бузатто. В репертуарной политике также произошли заметные изменения: наметился интерес к итальянским операм. Интересно, что особое внимание руководство уделяет расширению детского репертуара, что, по замыслу, должно привлечь дополнительный интерес к обновленному и развивающемуся театру.
В 2008 году после долгого перерыва продолжилась гастрольная деятельность Михайловского театра. Первые выступления прошли в Лондоне. Об удачном сочетании классических традиций русского искусства и новых веяний говорит тот факт, что балетная труппа театра была номинирована на премию британских критиков в секции «Лучшая международная труппа». Свой успех в Великобритании Михайловский театр намерен снова повторить уже летом 2010 года. В конце 2009 года оперная труппа вернулась с гастролей по Японии. Взыскательной публике страны восходящего солнца были представлены оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Тоска» Дж. Пуччини – и также имели большой успех.
В 2010 году заслуги директора театра Владимира Кехмана в деле возрождения вековых традиций театра и его личной поддержки в лучших традициях русских меценатов были отмечены национальной премией «Известность». Именно благодаря ему балетную и оперную труппы в Михайловском театре возглавили такие корифеи, как Фарух Рузиматов и Елена Образцова.
В преддверии юбилейного 2013 года, когда со дня рождения Вагнера и Верди исполнится 200 лет, Михайловский театр намерен подготовить программу мирового уровня. Глядя на достижения, которых театр достиг за столько короткий срок, этим заявлениям В.Кехмана нельзя не поверить.