В начале XX века авиация считалась спортом аристократов, поэтому есть нечто закономерное, что один из первых аэродромов России возник в Гатчине, аристократическом пригороде Петербурга.
Когда военные власти озаботились постройкой аэродрома в окрестностях столицы, выяснилось, что крайне сложно найти подходящую для летного поля площадку, находящуюся в государственных руках. После долгих поисков для аэродрома было выбрано поле на юго-западной окраине Гатчины. Его называли «военным», поскольку там проходили маневры лейб-гвардии Кирасирского полка.
К 14 маю 1910 года все подготовительные работы по устройству аэродрома были закончены, и в Гатчину были доставлены два самолета типа «Фарман». Всего на гатчинском аэродроме в первые годы его существования располагались 10-12 самолетов, ангары, мастерские и помещения для обслуживающего персонала. С 1911 года там работала Офицерская Воздухоплавательная Школа готовившая кадры русских военных летчиков.
К столетию гатчинского аэродрома, в 2010 году, в Гатчине был установлен самолет-памятник – уменьшенная модель аэроплана «Фармана» 1909 года. Такие машины базировались на гатчинском аэродроме в начале столетия.