Как добраться: статуя Молочница расположена между Большим прудом и Гранитной террасой Руска
Статуя «Молочница», известная большинству гостей Екатерининского парка как «Девушка с кувшином», является самой известной и популярной скульптурой музея-заповедника. С детства все помнят строки А.С.Пушкина:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
«Девушка с кувшином» действительно уникальная. Она была создана специально для того места, где она установлена. Все началось после того, как император Александр I в 1808-1810 годах распорядился начать благоустройство бывшей территории Катальной горки. Работами руководили архитектор Л. Руски и садовый мастер И. Буш. Завершив строительство Гранитной террасы и перепланировав подход к Большому пруду, ландшафтные дизайнеры XIX века обратили внимание на местный источник, чьи воды еще в 1770 году были отведены в небольшой канал скрытый под насыпью. Уже тогда инженер Антуан Бетанкур задумал направить воду источника в фонтан, но окончательно этот замысел был реализован летом 1816 года, когда скульптор Павел Петрович Соколов создал фигуру «Девушки с кувшином». Сюжетом, сподвигнувшим мастера на его творение, была басня Лафонтена «Молочница или Кувшин с молоком» про то, как идущая на базар молодая крестьянка мечтает продать кувшин молока и разбогатеть. Но кувшин разбивается, и девушке остается лишь сожалеть о несбывшихся надеждах.
Соколов творчески переосмыслил сюжет басни, и сегодня вечно грустящая девушка облачена не в платье французской крестьянки, а в античную тунику, из разбитого кувшина льется не молоко, а вода. Поза, в которой сидит героиня, напоминает знаменитую копенгагенскую «Русалочку». Статуя была отлита из бронзы в мастерской императорской Академии художеств.
Современники не скупились на комплименты по отношению к новому шедевру Екатерининского парка. Литератор П. Свиньин писал: «Прекрасная крестьянка сидит на граните в кручине о разбившейся кружке своей, из коей вытекает самая чистая вода во всём околодке». А в книге В. Бурьянова можно прочесть, что: «… миловидная бронзовая крестьянка сидит, подпершися локотком, на огромном камне и горюет о разбившемся своём кувшине, из которого вытекает студёная светлая влага. Во всём Царском Селе нет воды чище и приятнее здешней».
Некоторые наблюдатели отмечают, что лицо «Девушки с кувшином» имеет сходство с обликом императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I. Любопытно, но то же самое говорят и о созданных Соколовым сфинксах для Египетского моста на Фонтанке…
Поскольку вода для статуи-фонтана поступает из единственного в Екатерининском парке подземного источника, ее питьевые качества исключительно хороши. Еще в XIX веке за ней началось настоящее паломничество. Говорили, что она исцеляет от телесных и душевных недугов. И. Яковкин в 1820 году отмечал: «Вода сего фонтана считается во всём саду лучшею и чистейшею. Отведайте и узнаете справедливость моих слов». В годы Великой Отечественной войны, после уничтожения пушкинской системы водоснабжения этот фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей города и окрестностей. Саму же статую работники музея закопали перед приходом немцев. В 1945 году скульптура вернулась на своё историческое место, но из-за того, что оригинальный кувшин погиб во время оккупации, вода из фонтана полилась только в 1951 году.
Сегодня оригинал «Девушки с кувшином» хранится в фондах музея-заповедника, а ее авторская гипсовая копия выставлена в Государственном русском музее. В парке гости могут видеть реплику легендарной скульптуры. К сожалению, администрацию на этот шаг подтолкнул один популярный в наши дни обычай – выпускники пушкинских военных училищ как-то натерли грудь «Молочницы» даже не до блеска, а до царапин… После этого руководство Царского Села решило не рисковать.
Отливку копии оплатили немецкие партнеры Царского Села из Потсдама. Дело в том, что жена Николая I Александра Федоровна подарила своему брату, принцу Фридриху Карлу Прусскому, копию статуи работы Соколова. Этот памятник пропал в годы войны, и в начале 90-хх немцы попросили восстановить копию утраченной «Девушки с кувшином», а затем выделили средства для еще одной царскосельской реплики.