В 1842 году, после долгих расчетов и бесконечных задержек императора Николай I подписал указ о строительстве железной дороге из Петербурга в Москву. По легенде, государь взял линейку и по ней прочертил будущий маршрут поезда, и только в районе Валдайской возвышенности, карандаш зацепился за августейший ноготь, в результате чего, в этом месте идеально пряма дорога имеет небольшой изгиб… Тогда же было решено, что у главной дороги страны будет два идентичных главных вокзала в Петербурге и Москве. Их постройка была доверена любимому архитектору императора, Константину Тону, автору Храма Христа Спас
ителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.
Работу над проектом вокзала Тон начал в 1843 году. В Петербурге для его постройки была выбрана Знаменская площадь, место по тем временам, удаленное от центра. Строительство Московского вокзала в Петербурге и Петербургского вокзала в Москве шло одновременно с прокладывание железной дороги, и в 1849 году сначала была завершена московская станция, а затем, в 1851 году, и петербургская.
Московской вокзал был построен в стиле нео-рененсанса. Посередине задние было украшено часовой башней, что напоминало ратуши европейских городов. Башня так же указывала на место главного входа на вокзал и перекликалась с другой доминантой Невского проспекта –
Башни городской думы. Фасад вокзала был украшен окнами в венецианском стиле и небольшими круглыми колоннами. В честь государя-императора вокзал был назван Николаевским. Это название он носил до 1923 года.
Открытие движение по Николаевской железной дороге
Движение по дороге открывалось частями, по мере её строительства. Так, на участке Санкт-Петербург — Колпино поезда начали ходить уже в 1847 году. По традиции, открывать движение по новому пути планировалось царским поездом. Однако позже было принято решение испытать трассу путём переброски по ней нескольких составов с войсками. В течение трёх дней в Москву были перевезены два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков, два батальона лейб-гвардии Семёновского и Преображенского полков и дивизион гвардейской артиллерии.
Императорский поезд отправился с Николаевского вокзала в Москву 18 августа 1851 года в 4 утра. 9 вагонов преодолели путь за 19 часов. Поскольку император Николай I чрезвычайно боялся переезжать через железнодорожные мосты, он выходил из поезда и переходил их пешком. Безопасность следования царского поезда обеспечивали несколько тысяч солдат.
Прошло еще несколько месяцев, прежде чем был пущен первый поезд для простых пассажиров. Это историческое событие произошло 1 ноября 1851 года. Проезд по тем временам был очень дорогим, и не самым состоятельные пассажирам предлагалось размещаться в товарных вагонах и даже открытых платформах. Приобрести билет на поезд можно было только, предварительно подав прошение в полицию и предоставив паспорт. После этой процедуры пассажир получал билет, однако, паспорт возвращали лишь по окончании поездки.
Будущий
московский вокзал преобразил Знаменскую площадь. Из захолустья она превратилась в главный транспортный узел города. От нее пошли первые линии городского общественного транспорта – дилижансов, конок, а затем и троллейбусов. Вокруг вокзала стали вырастать многочисленные гостиницы. Самой известной из них была гостиница «Знаменская», она же «Северная», она же
«Октябрьская».
Железнодорожное сообщение вскоре стало очень популярно, и Николаевский вокзал перестал справляться с потоком пассажиров. Это повлекло за собой реконструкцию здания в результате которого был пристроен двухэтажный флигель для приема багажа, а правое крыло вокзала соединили с царским залом. А в 1898 году со стороны Лиговского проспекта было возведено кирпичное здание Отделения Николаевской железной дороги.
Но и с пристройками Николаевский вокзал уже не соответствовал требованиям времени. В 1912 году здание Тоны было решено снести. Был объявлен конкурс на новый московский вокзал, который выиграл архитектор Владимир Алексеевич Щуко. Лишь из-за начала Первой мировой войны проект постройки нового Николаевского вокзала не было осуществлен.
И после революции вокзал на Знаменской площади продолжал оставаться главным вокзалом страны. Правда, его название изменилось. С 1923 года он стал именоваться Октябрьским вокзалом, а в 1930-ом году вокзал стал Московским, но железная дорога так и осталась Октябрьской.
С июня 1931 года от него стал ходить фирменный поезд «Красная Стрела», а 15 декабря 1962 года от платформы Московского вокзала отошел первый электровоз Эр-1-107, который символизировал начало эпохи электрификации советских железных дорог.
Растущий пассажиропоток вынуждал власти постоянно перестраивать вокзал. В 1950-ее годы к нему был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро Площадь Восстания.
В следующим десятилетии к ним были проведены подземные переходы с выходом в город и в метро. В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции на вокзале был открыт новый световой зал в результате чего площадь здания увеличилась до 2700 квадратных метров. В центре зала был установлен бюст В.И. Ленина работы скульптора Леонида Месса. Он простоял до 1993 года, когда историческую скульптуру заменили на бюст Петра I.
Скорость сообщения между двумя столицами оставалась важнейшей проблемой беспокоившей железнодорожников. С 1984 года был пущен новый скоростной электропоезд ЭР-200. В 1987 году он смог развивать скорость до 200 км в час, а время в пути от Ленинграда до Москвы составило 4 часа 20 минут.
После 1991 года в истории вокзала началась новая эпоха. В годы правления первого и последнего мэра Петербурга Анатолия Собчака, был начат амбициозный проект по постройке при Московском вокзале нового павильона для скоростных поездов. Все это в конечном итоге привело к сносу исторических зданий по Лиговскому проспекту, расхищения миллионов долларов и появлению рядом с вокзалом огромного котлована, «ямы», на месте которой сегодня построен торговый центр
«Галерея».
В ходе подготовке празднования 300-летия Петербурга Московский вокзал был отреставрирован, а проход к электричкам был закрыт турникетами. В 2005 году здание было выкрашено в исторический песочный цвет (В советское время оно было салатного цвета).
С декабря 2009 года от Московского вокзала регулярно отправляется развивающий 250 км в час экспресс «Сапсан». Поскольку советские технологии строительства скоростных поездов были утрачены, состав был разработан специалистами компании «Сименс». Благодаря «Сапсанам» при наличие средств из Петербурга в Москву сегодня можно добраться за 3 часа 45 минут.