Как добраться: от станций метро "пл. Александра Невского" пешком.
Через Большую Неву, соединяет площадь Александра Невского, которой заканчивается Невский проспект, и Заневский проспект; Центральный и Красногвардейский районы.
Длина моста 629 м, вместе с береговыми сооружениями – 905,7 м. Ширина 35 м, ширина проезжей части 27 м.
Железобетонный, семипролетный, в конструкции использованы ванты.
Названия: Старо-Невский (в процессе строительства), Александра Невского – в честь великого русского полководца и по названию Александро-Невской лавры и площади перед ней.
Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах прошлого века, но тогда осуществить столь грандиозный план не было возможности. К концу 50-х годов на правом берегу Невы развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь. Жилые кварталы появлялись на Охте. В полную силу шло проектирование новых районов на месте Петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки.
На правом берегу появилась трапециевидная площадь Челюскинцев (сейчас это безымянное пространство между домами «сталинской» постройки, по которой проложены транспортные магистрали). На левом – площадь перед Александро-Невской лаврой, где начали сносить старые жилые дома и уродливые зерновые хранилища – наследие прошлой эпохи. Вместо этого здесь решили построить гостиницу "Москва".
Новый мост через Неву был крайне необходим Ленинграду, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы городские власти назвали «градостроительной задачей особой важности».
1959 год – специальная комиссия подводит итоги конкурса. В отличие от традиционной советской практики, когда сооружение моста поручали только одной организации, на этот раз Ленгорисполком объявил закрытый конкурс. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие предлагали сооружения, которые не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнение с технической точки зрения. В итоге жюри первую премию не присудило никому, так же, как и в истории с мостом Петра Великого (Большеохтинского), а второе место, по единогласному мнению, заслужила работа Ленгипротрансмоста. Этому же институту поручили последующие стадии проектирования моста Александра Невского. Назовем авторов проекта: главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица.
Это было новое слово в мостостроении; многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие. До недавнего времени мост оставался самым длинным в Ленинграде – Санкт-Петербурге. И только новый вантовый мост, который назвали Большим Обуховским, перехватил пальму первенства (длина основного пролета 382 м, а общая длина 2824 м). Но и до сих пор мост Александра Невского – рекордсмен среди разводных мостов!
Мост состоит из семи пролетов, пять из которых расположены над водой, два – над набережными. Центральный пролет длиной 50 метров – разводной. Два его крыла, которые приходят в движение посредством гидропривода, поднимаются всего за две минуты.
Какие же новые технологии применили при строительстве моста?
Впервые в Советском Союзе, использовали ванты — стальные тросы, которые соединяли отдельные части моста. Они были скрыты конструкцией - это потом ванты строители станут выносить наружу, отдавая дань эстетике нового времени (сравните, например, с Большим Обуховским мостом). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр всего 70 мм и выполнены из легированной стали. Важно: натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха: в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару их подтягивают специальными лебедками. Ванты, вместе с электрическими кабелями, пронизывают весь мост через специальные сквозные проемы.
Впервые на 35-метровой (!) глубине установили железобетонные оболочки для речных опор.
Необычной была и конструкция пролетных строений - в форме растянутой буквы V, которые ставились на речные устои. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. К слову, общий вес каждой конструкции - свыше пяти тысяч тонн.
И, наконец, редкий для Союза случай: с толком использовано нерабочее пространство внутри пандусов - для парковки на 230 автомобилей.
Мост идеально вписался в городскую среду, благодаря тому, что движение устроено поверху, поэтому переправа не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным; очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм, граничащий с аскетизмом, и в то же время – сдержанную эмоциональность. Словом, это был минимализм шестидесятых.
1 ноября по мосту прошла колонна тяжелых танков. Мост Александра Невского с честью это испытание выдержал. А 5 ноября на переправе открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение. Современный облик площади Александра Невского окончательно оформился; правда, станция метро «Площадь Александра Невского» откроется лишь спустя два года; а гостиница «Москва» приобретет свой нынешний видтолько в 1976-м году.
Однако практически сразу же после введения моста в эксплуатацию начались проблемы. Сейчас принято говорить, что в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Нет, правильнее было бы сказать, что в Советском Союзе в то время не было хороших качественных материалов, то есть производственная база сильно отставала от передовой конструкторской мысли.
Что же происходило?
Гидроизоляцию опор выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме.
Ванты, смазанные пушечным маслом, начали быстро ржаветь, кроме того, качество стали было неудовлетворительным. Комиссия установила, что 56 вантов через два года лопнули.
Мост продолжал постепенно разрушаться, в то время как нагрузка на него все время увеличивалась. Власти даже закрыли на какое-то время движение трамваев. Но для ленинградцев, которые добирались каждый день из спальных районов в центр, это было очень неудобно. Станций метро на правом берегу тогда еще не было.
А в 1982-м году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста. Вес его – 700 тонн. Мост для движения закрыли, наладив паромное сообщение. Переправу наспех отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения. Ленинградцам же, как было принято в то время, ничего не объяснили.
Один из механиков моста вспоминает:
«В 82-м году я был на смене, когда в воду обрушился противовес в несколько сотен тонн. После того как он упал, телефон отключился и вся связь пропала, потому что эта дура, падая, оборвала все коммуникации. Я спустился в машинное отделение, чтобы узнать, что произошло, и вижу: все магистрали вытянуты, как макароны, в сторону переходного мостика, и везде порет масло... Ни шума не было, ни взрыва. Чувствую, что нужно доложить о случившемся, а не могу: нет ни телефона, ничего. Нужно выйти на берег и звонить.
Видимо, у меня было такое историческое лицо в тот момент, что таксист посадил меня и отвез до телефона, денег не взял и не спросил даже ничего. Народ узнал, что в Ленинграде упал противовес, утром, по "Голосу Америки" объявили, а местные жители, когда трамваи перестали ходить через мост…»
Полной реконструкции мост Александра Невского дождался только в 2000-м
году. Поменяли 12 километров стальных тросов, сделали новую гидроизоляцию, капитально отремонтировали разводную и стационарную части переправы, и даже смежные стенки набережных. Работы длились почти полтора года.
И, наконец, в 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга мост засиял: установили 500 мощных светильников и 8 прожекторов.