Адрес: СПб, ул. Профессора Попова, д. 23
Телефон: +7 (812) 346-1850
Стоимость: бесплатно
Как добраться от метро: от станции метро Петроградская пешком по Каменностровскому пр. через реку Карповку до ул. Профессора Попова и направо, 15 минут
Выходные: воскресенье, понедельник; в июле и августе музей закрыт
Часы работы: с 13:00 до 17:00
Люди всегда стремились остановить мгновение, или, по крайней мере, запечатлеть его. С появлением дагерротипа это стало возможным. Фотография при своем зарождении старалась во всем следовать графике и живописи. Но уже во второй половине девятнадцатого века взяла на себя задачу портретирования, так как была несравнимо дешевле нарисованных портретов. Известно, что А.С. Пушкин заказал В.А. Тропинину свой портрет за 350 рублей, а уже в конце сороковых за фотопортрет в ателье Санкт-Петербурга требовали от 5 до 15 рублей.
К началу двадцатого века фотоателье заполонили город и быстро вошли в моду. Основная идея конструкции первых ателье была заимствована у живописцев. Потолок делался стеклянным, как в оранжереях, но перекрывался раздвижными шторами. Основной, ровный свет проникал через окно в северной стороне, где, как известно, солнца не бывает. В оборудование любого ателье входил «подголовник» – тяжелый штатив с подковообразным кронштейном, которым подпиралась голова клиента. Это было нужно для фиксации позы, так как съемка могла продолжаться более часа.
Именно эти необходимые атрибуты фотографа прошлого века и составляют основу постоянной экспозиции музея. О том, как развивалась технология фотосъемки можно понять, переходя от старинной камеры обскура в центре второго зала, до уголка «советского фотолюбителя», в котором доподлинно воссоздана ванна, превращенная в студию. Громоздкая деревянная коробка, внутри которой может поместиться несколько человек, оказывается – «старинным ксероксом», на котором тиражировали газету «Правда», а небольшая серебряная пластинка – первым в истории негативом.
Музей начал свое существование в 2003 году, объединив в себе несколько частных собраний, среди которых коллекция В.В. Платонова является самой обширной.
Сегодня интерес к фотографии не ослабевает, наоборот, процесс обновления технологий происходит с безумной скоростью. Музею важно создать ощущение непрерывного развития фотоискусства, в котором снимок не только артефакт, но и объект реальной жизни. Меняющиеся выставки работ современных фотографов превращают музей в действующую галерею и в место паломничество для молодых людей с фотокамерами. Музейные помещения помимо двух залов постоянной экспозиции и четырех для временных выставок, хранят в себе фондохранилище и библиотеку. Для того, чтобы получить доступ в уникальный фонд – необходимо иметь четкую мотивацию и возможность донести её до хранителя музея.
Известно, что профессиональных фотографов в Петербурге в девятнадцатом веке было не так много, зато дагерротипией увлекались сосланные в Сибирь декабристы. С.А. Морозов путешествовал по России и сделал много фотопортретов высланных из столицы, среди них портрет князя Волконского, Панова, Поджио. Но в III отделение царской канцелярии поступил донос, и по предписанию из Петербурга фотографа арестовали. На всякий случай.