Из музеев деревянного зодчества в ближайших к Санкт-Петербургу областях, пожалуй, наиболее известны
Кижи. Но отправляющимся на юг в поисках похожих мест не стоит менять планы: в 4 км от Великого Новгорода находится другой известный музей народного деревянного зодчества – «Витославлицы».
Своим названием он обязан уже не существующему селу
Витославлицы, которое располагалось на берегу озера Мячино в XII – XVIII вв. Близость к монастырям быстро определила его судьбу: деревня стала монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре (к слову, неподалеку расположен другой древний монастырь – Юрьев). Любопытно, что в Витославлицах сохранился также дом проекта архитектора Карла Росси, который был построен здесь с переездом графини А.А. Орловой-Чесменской.
Музей деревянного зодчества Витославлицы был создан в 1965 году. В нем под открытым небом собрали редкие архитектурные памятники XVI-XX века, жилые и хозяйственные постройки разных периодов – общим числом почти три десятка. Разнообразные церкви, часовни, избы, мельницы, кузницы, амбары и т.д. представлены в том виде, в котором они существовали в свое время. Здания были перевезены из разных уголков Новгородской области, отреставрированы и, тем самым, избежали разрушения и полного исчезновения. Была проделана объемная и кропотливая работа, подробнее о которой можно прочитать на городском сайте Новгорода. Выбирая экспонаты, создатели музея ориентировались, в первую очередь, не на дату постройки и их возраст, а на содержание в них русских народных традиций. По этой причине в экспозиции практически нет городских построек, и во-вторых, большинство из них так или иначе относятся к феодальным временам.
Первым перевезенным экспонатом в Витославлицах стала
церковь Успения Богоматери. Построенный в 1595 году в деревне Курицко (у озера Ильмень) шатровый храм представляет собой ранний вариант сооружения типа восьмерик на четверике. В южной стороне находился придел Параскевы Пятницы. К сожалению, иконы, составлявшие внутреннее убранство церкви, частью были перевезены в
Русский музей, частью были убраны в хранилища по причине многочисленных хищений (из 6 украденных икон найдено только 4). Судьба церкви еще в начале XX века висела на волоске – поднимался вопрос о ее разборке за ветхостью строения. Однако итоговое решение Императорской археологической комиссии все-таки постановило сохранить церковь с ее последующим восстановлением.
Также на территории музея много крестьянских изб. Первой была изба Марии Дмитриевны Евдокимовой из деревни Рышево Новгородского района. Это двухэтажное здание к началу реставрации находилось в плачевном состоянии, и потому было куплено почти за бесценок за 713 рублей. Реставрационные работы заняли несколько лет и оказались чрезвычайно полезны для дальнейшей работы музея и его сотрудников.
Экспозиция музея деревянного зодчества Витославлицы разделена на несколько тематических циклов: «Крестьянское хозяйство», «Народный календарь», «Домашние производства, ремесла и промыслы», «Общественный быт», «Народные знания». Все вместе они воссоздают аутентичный, неподдельный образ народной культуры и демонстрируют ее самобытность, которую в крытых музеях зачастую оценить в таком ракурсе никак не получится.
Создатели постарались уйти от концепции «мертвого» музея. В этом им помогают не только туристы, но и регулярно проводимые праздники и прочие активности на обширной территории музея: например, массовые народные гуляния в традициях дореволюционной России и фольклорных фестивали.