Адрес: СПб, ул. Куйбышева, д. 2-4
Телефон: +7 (812) 233-7052
Стоимость: взрослый билет - 80 руб., детский - 30 руб., студенты и пенсионеры - бесплатно. Дни бесплатного посещения - 9, 18 мая, 12 июня, второе воскресенье октября
Как добраться от метро: от станции метро Горьковская пешком направо по Кронверкскому пр. до пересечения с ул. Куйбышева, 10 минут
Выходные: четверг
Часы работы: с 10:00 до 18:00 , касса работает до 17:00
Сегодня уже можно встретить петербуржцев, которые, услышав про особняк Кшесинской, недоуменно пожимают плечами: «Первый раз слышу. Где это?». А вот в советское время этот элегантный дом на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне ул. Куйбышева) входил в обязательный мемориальный маршрут, посвященный Октябрьской революции. Туда приводили школьников, у дома останавливались автобусы обзорных экскурсий, в его ворота входили официальные делегации. И в царское время особняк Кшесинской не был обделен общественным вниманием. К нему подъезжали кареты и автомобили лучших людей России, а простые граждане бросали в сторону творения Александра фон Гогена эмоциональные взгляды, полные самых противоречивых чувств. Почему? – Для начала скажем несколько слов о хозяйке особняка.
Матильда Феликсовна Кшесинская родилась в театральной семье 31 (19) августа 1872 года. В 18 лет она стала балериной Мариинского театра, на сцене которого Матильда прославилась как одна из величайших звезд русского балета. Уже в первый свой сезон она станцевала в 22 балетах и 21 опере. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику 32 фуэте (поворотами на одной ноге). Для бессмертной славы этого было бы вполне достаточно, но, как писал директор императорских театров В.А.Теляковский, «успех на сцене был средством: стремления ее [Кшесинской] были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду».
В 1892 году юная балерина завязывает роман с наследником престола Николаем Александровичем Романовым. Эта связь продлилась два года и завершилась после брака царевича с Алисой Гессенской (Александрой Федоровной). При расставании Николай разрешил Матильде всегда обращаться к нему на «ты» и обещал в случае необходимости оказать балерине свое высочайшее содействие. Казалось, минута славы Матильды Феликсовны осталась позади, но Кшесинская не намеревалась сдаваться.
Сперва «в горе и отчаянии» ее поддержал Великий князь Сергей Михайлович, внук Николая I и генерал-инспектор артиллерии. А в 1900 году Кшесинская сошлась еще и с внуком Александра II, Великим князем Андреем Владимировичем, не прекращая свои отношения с Сергеем Михайловичем. Скандал? Да нет, как писал уже упомянутый нами Теляковский, «все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину…».
Роман с «династией Романовых» дали Матильде Феликсовне не только поддержку «административного ресурса», но и значительные средства. Любвеобильный Сергей Михайлович подарил любимой приме особняк в Стрельне, виллу в Каннах, дачу на Кавказе, на его средства организовывались роскошные приемы. Когда Кшесинская пировала в Стрельне, проходящие поезда меняли свое расписание под нужды гостей балерины. На деньги Великого князя весной 1906 года был приобретен и участок на Петроградской стороне для городского особняка Матильды Феликсовны.
А кто оплачивал банкет? – «Народ, народ батюшка». Будучи генерал-инспектором артиллерии, Сергей Михайлович преуспел в «осваивании» государственных средств, получал неплохие «откаты» от оружейных компаний (например от французской фирмы Шнайдер-Крезо), что не приносило любви масс, но позволяло жить по-княжески.
К концу 1906 года строительство двухэтажного петербургского дома Кшесинской было завершено. Стоит отметить его местоположение. С одной стороны, особняк находился на Петроградской стороне – самом модном районе Петербурга начала XX века. Вместе с тем, дом фактически стоял на Неве – главной магистрали Петербурга, на которую выходили основные здания города: Зимний Дворец, Исаакиевский Собор, Сенат, Академия Наук и т.д. Все это подчеркивало особый статус Матильды Феликсовны в российском государстве.
Архитектором здания был Александр фон Гоген, известный нам также как строитель Мемориального музея А.В. Суворова. За фасад особняка Кшесинской, выполненный в стиле северного модерна, он получил от городской управы серебряную медаль.
Внутренне убранство дома также отвечало самым высоким стандартам. Зал был оформлен в стиле русского ампира, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Модная мебель была изготовлена французским мастером Мельцером. Естественно, что люстры, бра, канделябры и все прочие элементы декора, вплоть до шпингалетов, были тоже выписаны из Парижа. Уютное гнездышко обслуживали вышколенные горничные, повара-французы и старший дворник – георгиевский кавалер. К услугам Матильды Феликсовны были экипажи, автомобили, винный погреб и… коровник с коровой. Балерина любила свежее молоко.
В этом уютном гнездышке Кшесинская прожила 11 лет.
Постепенно в особняк перебрались Петроградский комитет РСДРП(б), его военная организация, ЦК РСДРП (б), экспедиция газеты «Правда» и редакция газеты «Солдат». В особняк Кшесинской 3 апреля 1917 года приехал и В.И. Ленин после своего знаменитого прибытия на Финляндский вокзал. Окрестности здания постепенно превратились в своего рода гайд-парк. С балкона особняка, выходящего на Кронверкский проспект, в режиме нон-стоп постоянно выступали ораторы, сообщавшие стоящим внизу гражданам последние новости.
Желтая пресса того времени публиковала бесчисленные истории о бесчинствах революционеров в опустевшем алькове балерины. Ходили слухи, что гардероб Кшесинской был разграблен лично известной большевичкой и феминисткой Александрой Коллонтай, хотя трудно представить, как ей могли подойти вещи миниатюрной балерины.
Тем временем Матильда Феликсовна, осознав, что немедленный суд революционного трибунала ей пока не грозит, несколько осмелела и попыталась вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты Кшесинская потребовала: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».
Одновременно адвокат балерины Владимир Хазин возбудил в суде гражданский иск о выселении. Среди ответчиков по иску фигурировал и «кандидат права В.И. Ульянов».
Как это часто бывает в России, прокуратура, получив эпистол бывшей любовницы низложенного императора, не выразила большого желания конфликтовать с броневым дивизионом, боевой организацией РСДРП и прочими серьезными людьми. В управление запасного автобронедивизиона был отправлен вежливой запрос о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства». Одновременно у комиссариата милиции Петроградского района было затребовано «дознание о расхищенном имуществе».
Куда результативнее оказался гражданский иск. 5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов вынес решение: «По указу Временного правительства России определено: выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней п. к. с.-д. р. п., ЦК той же партии, клуб организаций, Петроградский районный комитет п. с. р., С. Багдатьева со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества. Решение обратить к предварительному исполнению... Иск в отношении Владимира Ульянова и Центрального бюро профсоюзов оставить без рассмотрения».
Вызов, брошенный хрупкой женщиной, привел большевиков в замешательство. Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) были вынуждены официально заявить о выезде из особняка Кшесинской. Кроме того, Ленин распорядился вернуть личные вещи Матильды Феликсовны, которая та частично вывезла на юг России, а частично поместила в банк. Лишь упорство военной организации большевиков, наотрез отказавшейся покидать здание, не позволило Кшесинской вернуться в родные пенаты.
После неудачного выступления большевиков в начале июля 1917 года особняк Кшесинской был занят войсками Временного правительства и основательно разграблен. Разочарованная Кшесинская 13 июля 1917 года покинула Петроград и уехала на свою дачу в Кисловодск. Адвокат Хесин продолжил подавать новые иски, теперь уже добиваясь не только возвращения здания прежней хозяйке, но и возмещения нанесённого ущерба в размере 300 тыс. рублей.
События октября 1917 года поставили точку в этом процессе. Матильда Кшесинская покинула Россию вместе с Великим князем Андреем Владимировичем. Впоследствии она стала его женой и дожила почти до 100 лет. Куда печальнее сложилась судьба знатного «распильщика» Великого князя Сергея Михайловича, который кончил свои дни на дне шахты в Алапаевске, сжимая в холодеющей руке золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской.
После Октябрьской революции в здании особняка Кшесинской поочередно располагались различные общественные учреждения: комитеты Петросовета, Институт Общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 по 1956 год здание служило музеем С.М. Кирова.
В 1957 году в особняк Кшесинской из здания Эрмитажа был переведен музей истории Революции. Чтобы здание на Кронверкском проспекте могло вместить в себя всю коллекцию, оно было соединено новым корпусом с соседним особняком В. Э. Брандта.
В 1991 году Музей истории Революции был переименован в Музей политической истории России. Его коллекция насчитывает 460402 единиц хранения и постоянно пополняется. Ведь история России пока еще не закончена. Сотрудники музея всегда готовы принять в дар листовки, плакаты, газеты, отражающие драматические события, происходящие вокруг нас.
Балерины Матильды Кшесинской
Барона Василия Бранта
Зал № 10. «Российская политика. Петербургское лицо».
Зал № 11. «Реформы и реформаторы России» (XIX в.)
Зал № 15. Белый зал
Зал № 16 «Смертная казнь: ЗА и ПРОТИВ».
Зал № 17 «Что мы знаем о Петре Столыпина?».
Зал № 18 «Особняк Кшесинской. Время и люди».
Зал № 19 «Секретариат штаба большевиков в 1917 г.»
Зал № 20 «Рабочая комната В.И. Ленина»
Зал № 21-22 «Война проклятая, гражданская»
Зал № 1-6 «Советский человек между утопией и реальностью» (Проект «Человек и власть в СССР: 1917-1985 гг.»)
Зал № 7-8 «Изъятию не подлжеит… хранить вечно!» Выставка раритетов
Зал № 9 «Государственная Дума. Исторические паралелели».
Зал № 34 «Распад СССР: историческая необходимость или преступный сговор?»
Зал № 35 «Тайная война двенадцатого года» (К 200-летию Отечественной войны 1812 г. и русской военной разведки».