Адрес: СПб, пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411
Часы работы: с 10:30 до 18:00 (летом), с 10:30 до 17:00 (зимой). Касса закрывается на час раньше.
Выходные: нет (летом), понедельник и вторник (зимой).
Только экскурсионное обслуживание.
Как добраться:
Телефон: +7 (812) 432-0834, +7 (812) 432-0828
Стоимость входного билета:
«Пенаты» - небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Земля, на которой разместилась усадьба, несколько раз переходила от России к Финляндии и обратно. Именно поэтому после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России; и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР.
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Большинство построек, да и сам дом, были восстановлены по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников только в начале шестидесятых. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
«Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Правда, участок на момент покупки находился в плачевном состоянии – парк был запущенным и заросшим дикими кустарниками, а усадебный дом был маленьким, одноэтажным и абсолютно не приспособленным для работы художника. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). А на расписных деревянных воротах усадьбы Репин изобразил римских богов-хранителей домашнего очага – пенатов.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши, интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. В комнатах можно увидеть не только личные вещи художника, но и более ста работ его самого и его учеников – Кустодиева, Бродского, Куликова, Малявина.
В дом мы попадаем через прихожую. Она знаменита большим медным гонгом – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе. Это, кстати, очень характерная черта – Репин старался не использовать труд работников, поэтому его гости сами обслуживали себя за столом, сами вешали свою одежду на вешалки и т.д., о чем их еще в прихожей предупреждало специальное объявление. Для тех времен это было прямо-таки революционно.
Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое».
Не менее интересна гостиная, или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. В гостиной стоит рояль: музыку Репин очень любил, и у него в гостях перебывали почти все знаменитые музыканты того времени: здесь пел Шаляпин, исполняли свои произведения Глазунов и Асафьев. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» - сценой служила небольшая беседка. Проводились такие встречи традиционно по средам.
По соседству с гостиной находится и столовая. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. И какие только гости не сидели за этим столом! Здесь бывали Максим Горький и Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Давид Бурлюк и Леонид Андреев, Александр Куприн и Владимир Короленко, Федор Шаляпин и Александр Глазунов. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством, и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом!). Стол был двухъярусным, и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Тем самым исчезала необходимость в прислуге – в соответствии с принципами самообслуживания.
Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин лично покрыл смолой. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы… А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».
В конце жизни Репин пожелал навсегда остаться в Пенатах и быть здесь похороненным – что и было осуществлено. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР.