Телефон: +7 (812) 333-26-55.
Стоимость: 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров 150 рублей.
Часы работы: ежедневно с 9:30 до 20:45. Выходной - пятница.
Музей Фаберже в Петербурге с полным правом можно назвать уникальным. Открытый в 2013-м году, этот частный музей может похвастаться поистине не имеющим аналогов собранием шедевров ювелирного искусства. Самые ценные экспонаты музея – девять пасхальных императорских яиц, созданных фирмой Карла Густава Фаберже.
Идея создания в России музея Фаберже возникла в 2004-м году, когда основанный Виктором Вексельбергом фонд «Связь времен» приобрел коллекцию работ Фаберже (кстати, не у кого-нибудь, а у потомков Малкольма Форбса, издателя того самого журнала – Форбс был страстным коллекционером яиц Фаберже и потратил не один год и не один миллион на приобретение коллекции).
Открыть музей решено было во дворце Нарышкиных-Шуваловых на набережной Фонтанки. Построенный в 1790-е годы для графини Воронцовой, двухэтажный особняк с восьмиколонным портиком на углу Итальянской улицы и Фонтанки в начале XIX века был центром притяжения петербургской аристократии. Новые владельцы, Нарышкины, давали здесь блестящие балы и концерты, а в специально построенном новом корпусе устроили картинную галерею и музей редкостей, привезенных из Западной Европы...
Но вернемся в недавнее прошлое. Перед открытием музея здание, порядком обветшавшее за советские годы, было полностью отреставрировано: был восстановлен купол, воссозданы подвесные галереи во внутреннем дворе, обновлена парадная лестница. Парадным гостиным вернули былой блеск и приспособили их для выставочных целей. И в 2013-м году музей был готов принять первых посетителей.
В экспозиции Музея Фаберже постарались представить все направления, в которых работала фирма великого ювелира: украшения, столовое серебро, предметы интерьера, драгоценная галантерея. Выставлены в музее и работы других прославленных русских ювелиров: Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Рюкерта. Но главные экспонаты коллекции – конечно же, легендарные пасхальные яйца, созданные Карлом Фаберже для императорской семьи.
Всего известно о 54 яйцах, созданных Фаберже для Романовых в период между 1885 и 1917 годами. Первое было заказано Александром III как пасхальный сюрприз для супруги: «Куриное» яйцо снаружи было покрыто белой эмалью, имитирующей скорлупу, а внутри, в «желтке» из матового золота, можно было увидеть золотую курочку. Внутри курочки была спрятана миниатюрная рубиновая корона. Императрица пришла от подарка в восторг, и с тех пор Фаберже, ставший придворным ювелиром, получал заказ на пасхальные яйца ежегодно; каждое должно было быть уникальным и содержать внутри сюрприз. Николай II сохранил традицию, и каждую Пасху дарил по яйцу Фаберже жене и матери.
Интересно, что каждое яйцо изготавливалось почти целый год: сначала утверждали эскиз, потом за работу бралась интернациональная команда ювелиров. Материалами служили золото, серебро, драгоценные камни, эмали, иногда – горный хрусталь и драгоценные сорта древесины. В каждом яйце неизменно был «сюрприз»: иногда портрет того, кому яйцо предназначалось, иногда часы с заводными частями, иногда серия картин на перламутре, иногда целые модели дворцов. Было даже яйцо с моделью фрегата «Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович совершал плавание на Дальний Восток, и яйцо с миниатюрной моделью поезда Транссибирской магистрали. А к 200-летию Петербурга было создано яйцо с моделью «Медного Всадника» внутри.
В петербургском музее девять императорских яиц, включая первое и последнее из всех созданных для семьи Романовых. Первое – то самое яйцо «Курочка», о котором шла речь чуть выше. Яйцо «Ренессанс» (1894) стало последним пасхальным подарком Александра III супруге; его оправа сделана из золота, покрытого полихромной эмалью, с вкраплениями алмазов и рубинов. Само яйцо вырезано из агата и напоминает шкатулку XVIII века из собраний Музея-сокровищницы в Дрездене.
Яйцо «Бутон розы» (1895) было создано по заказу уже Николая II для императрицы Александры Федоровны; многие исследователи считают его своего рода «признанием в любви». Яйцо покрыто прозрачной «земляничной» эмалью и украшено символами любви и верности: золотыми венками, алмазными стрелами и лиственными гирляндами. На вершине яйца ювелир разместил портрет Николая II, написанный на пластине из слоновой кости акварелью. Сюрприз – бутон чайной розы с крошечной кнопкой, при нажатии на которую лепестки раскрываются.
Яйцо «Коронационное» (1897) – одно из самых известных творений Фаберже. Оно посвящено коронации Николая II и Александры Федоровны, поэтому его сюрприз – точная копия коронационной кареты, в мельчайших деталях воссоздающая оригинал. (Интересно, что модель была настолько точной, что впоследствии специалисты Эрмитажа, реставрируя саму карету, сверялись именно с этой копией). Скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью с накладными эмалевыми орлами, а снизу и сверху яйцо украшено алмазами.
Яйцо «Ландыши» (1898) украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны. Скорлупа яйца покрыта розовой эмалью и декорирована полосками алмазов; внизу его оплетают ландыши на золотых стеблях с цветками-жемчужинками. На лепестках ландышей сияют алмазные капельки росы. Сюрприз яйца – крошечные портреты супруга и дочерей императрицы.
Яйцо-часы «Петушок» (1900) по техническому устройству похоже на механизмы музыкальных шкатулок с певчими птицами, популярными в начале XIX века (это сознательное обращение к "ретро": выпущенное в 1900-м году, яйцо было призвано в каком-то смысле символизировать ушедший век). При нажатии на кнопку крышка яйца отскакивает, из-под нее появляется петушок с настоящими перьями, кукарекает и хлопает крыльями.
«Пятнадцатилетие царствования» (1911) украшено портретами и повествовательными историческими композициями. Сюрприза в нем нет, но это вполне компенсируется великолепием отделки: золотая скорлупа, эмалевые гирлянды с алмазными перетяжками и тончайшие миниатюры акварелью по кости. На миниатюрах – семь портретов членов царской семьи – Николая II, Александры Федоровны и их пятерых детей – и композиции с главными событиями царствования императора: коронование, мост императора Александра III в Париже, дом в Гааге, где проходила первая Мирная конференция, торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем дворце, открытие памятника Петру Великому в Риге, перенесение мощей преподобного Серафима Саровского и т.д.
«Лавровое дерево» (1911) – яйцо в виде вечнозеленого лавра, в ветвях которого обитает маленькая птичка (Мария Федоровна, которой оно предназначалось, очень любила птиц). В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и рычажок, при нажатии которой из-под крышки появляется птичка с переливающимися натуральными перышками и поет, вертясь в разные стороны, поворачивая крошечную головку, раскрывая клювик и хлопая крылышками. Допев свою песню, птичка исчезает.
Яйцо «Орден Святого Георгия» (1916) лишено драгоценных камней и сложных механизмов: шла Первая Мировая война, и даже члены императорской фамилии старались жить подчеркнуто аскетично. Яйцо посвящено награждению цесаревича Алексея: оно покрыто эмалью зеленоватых тонов, а с двух сторон его закреплены накладные знаки Георгиевских ордена и медали. Знаки открываются при нажатии, и становятся видны акварельные портреты Николая II и цесаревича Алексея. Кстати, яйцо «Георгиевское» - единственное, которое Мария Федоровна сумела сохранить, покидая Россию в 1919-м. С этим подарком она не рассталась до самой своей смерти в Дании в 1928-м.